Вера Кораблева
Консультация-встреча для педагогов ДОУ «Использование игровых приемов в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация - встреча для педагогов ДОУ
«Использование игровых приемов в изобразительной деятельности»
(с элементами практикума)
Выполнила: воспитатель Кораблева В. В.
Г. Лысково, 2018
Уважаемые коллеги, приветствую Вас на консультации – встрече на тему «Использование игровых приемов в изобразительной деятельности».
Публикация «Консультация-встреча для педагогов ДОУ „Использование игровых приемов в изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2018
Наша сегодняшняя встреча основана не на принципе получения готовой информации, а на совместном её добывании. Этот принцип соответствует современным требованиям ФГОС ДО и требованиям профессионального стандарта педагога.
Итак, основными методами и приемами, используемыми в образовательной деятельности детей дошкольного возраста, являются игровые, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова и другие педагоги.
Кроме этого в ряде психологических исследований также было доказано, что развитие психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, речи) протекает наиболее успешно в игре. Именно поэтому игру можно использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка», констатирует Л. И. Божович.
Отсюда можно заключить, что руководство изобразительной деятельностью дошкольников необходимо осуществлять посредством использования разнообразных игровых приемов.
Определение игровых приёмов, предложенное Г. Г. Григорьевой, звучит:
Игровые приёмы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей.
Рассмотрим использование игровых приемов в изобразительной деятельности, основываясь на исследованиях той же Г. Г. Григорьевой.
Она, отмечает, что «…игровые приемы имеют принципиальное отличие от других методов и приемов, которое заключается в наличии в них двух признаков - игровой задачи и игровых действий. Игровая задача в этих приемах, по мнению автора, - своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий».
Задание для педагогов : приведите примеры игровых задач в изобразительной деятельности.
( Например: «Построим мишке домик», «Сделаем Петрушке фотографию», «Поможем зайчику перебраться через речку» и т. д.)
А игровое действие – решение поставленной задачи через игру.
Задание для педагогов : приведите примеры игровых действий в изобразительной деятельности.
( Например: чтобы помочь зайке перебраться через реку, дети делают лодочки, «сажают» в них зайчиков, «плывут» по реке)
Но «…воспитателю надо помнить,- пишет Г. Г. Григорьева, - что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам…».
( Например: использование игрового приема для мотивировки задания - выполнение рисунка (аппликации) для Незнайки в младшей группе)
Задание для педагогов : спрогнозируйте возможные варианты выполнения задания детьми, результаты
(Дети не знакомы с этим персонажем, а значит, не примут игровую задачу, не будут заинтересованы в ее выполнении, потеряют интерес к деятельности. Результат – не решены поставленные образовательные задачи).
Регулярное применение игровых приемов без учета знаний и реального опыта детей, считает Г. Г. Григорьева, приводит к потере интереса у детей к таким занятиям.
Еще одним важным условием эффективности использования игровых приемов в изобразительной деятельности, пишет Галина Григорьевна, является проявление эмоциональности и заинтересованности происходящим действием самого педагога.
Также воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а ….
Задание для педагогов : закончите фразу
(с целью руководства изобразительной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, интересным, способствовал развитию воображения и творчества).
Далее предлагаю рассмотреть классификацию игровых приемов, используемых при руководстве изобразительной деятельностью, предложенную Г. Г. Григорьевой.
Все игровые приемы она условно делит на две большие группы:
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр;
Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Также игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка. Дети и воспитатель действуют одновременно и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
( Например: обыгрывание кисточки, карандаша – учить их рисовать, разговаривать с ними и т. д.)
Используя этот прием, отмечает Галина Григорьевна, можно учесть изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.
Задание к педагогам : приведите пример игровых ситуаций данного типа в разных возрастных группах.
( Например: в мл. гр. игрушка – петушок гуляет по полянке, щиплет травку и приговаривает: «Ой, боюсь!». Воспитатель с детьми беседуют с петушком и узнают, что он боится лисы. Предлагают нарисовать для него высокую лесенку или слепить забор, чтобы лиса его не достала;
в подг. гр. появляется Буратино - веселый и озорной (ребенок в костюме Буратино). Он заблудился в городе, и ничего не успел увидеть в их красивом и интересном городе. Воспитатель просит подумать, как можно быстро показать Буратино город. Дети рисуют для него самые интересные и любимые места в городе. А потом вместе с ними Буратино путешествует по нарисованному городу).
Другая группа игровых приемов - сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. В данной ситуации старшим детям предлагается роль художников, строителей, гончаров, дизайнеров одежды и т. д. ; в младшей группе – роль зайчиков, медведей и т. д.
Задание к педагогам : приведите пример игровых ситуаций с ролевым поведением детей и взрослых.
Итак, обобщая вышесказанное, можно заключить, что:
использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью обоснованно, так как:….
Задание к педагогам : закончите фразу
(игровые приемы близки и понятны детям, отвечают их возрастным особенностям; сочетают в себе основные признаки игры; помогают в доступной форме решать дидактические задачи)
Рефлексия: упражнение «Собираем чемодан в дорогу»
Источник:Григорьева Г. Г. " Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 1999. - 344 с.