Наталья Кучер
Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Рубрика «Дошкольное образование»
Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.
Музыкальный руководитель МБДОО № 74
г. Чита, Забайкальский край
Кучер Наталья Кимовна
natusa_kucher@mail.ru
8-914-478-08-38
Публикация «Использование игровых приемов на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах
Важное значение для эмоционально-эстетического развития ребенка имеет музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе и слухового сосредоточения. Игры по развитию слухового восприятия имеют различную направленность. В качестве примера можно привести следующее: игровые приемы, используемые для обучения детей воспринимать интенсивность звуков их направление и удаленность, длительность, высоту, темп и количество звучаний.
На мой взгляд, без игры трудно представить себе любое занятие в детском саду, а музыкальное тем более. На данном занятии, как привило игровые приемы применяются, чтобы облегчить детям понимания сути музыкального произведения и его художественных особенностей. На музыкальном занятии обычно имеет место «музыкальная игра», выполняя условия которой, дети находятся в русле музыкальных видов деятельности, изучают, осваивают и закрепляют.
Из опыта своей работы, вашему вниманию предлагаю ряд игровых методических приемов, способных заинтересовать детей. Отдельные элементы игры, будучи проверенные временем довольно хорошо зарекомендовали себя.
Стоит отметить, что мобилизуя детское внимание, всегда эффективно действует прием «пения про себя», когда по знаку педагога часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно, а часть - «молча», пропевая только внутренним слухом. Сигналом к введению «пения про себя» служит мимика музыкального руководителя - утрированно сомкнутые губы дающие условный знак: «Поем про себя». На начальных стадиях внедрения этого приема чередования разных манер пения удобно проводить построчно:
Андрей - воробей, не гоняй голубей. (Вслух.)
Гоняй галочек из под палочек. (Про себя.)
Уж как шла лиса по травке. (Вслух.)
Нашла азбуку в канавке. (Про себя.)
Подобное исполнение является простейшим. При обретении детьми певческого опыта, можно усложнить задание и «раздробить» строчку.
Обычно окончание песни поется в слух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию, понять сумели ли они вернуться к тонике. В дальнейшем прием пения внутренним слухом можно применять при повторении песни. Детям дается задание: «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните «в уме» одновременно со звучанием мелодии».
Необходимо отметить важность словесного оформления впечатления о музыкальном произведении, которое улучшает усвоение музыки, развивает осознанность этого процесса, углубляет его эмоциональную окраску. В следствие чего, существует реальная необходимость развивать у детей умение высказываться о музыке, обогащать их словарный запас, наблюдая скудность лексикона в связи с возрастными особенностями. Оптимальным вариантом может служить многофункциональное дидактическое игровое пособие «Паровоз с сюрпризом». Дети изучают строение песни, исполняют её, а далее делают анализ; весёлая или грустная, тихая или громкая, быстрая, умеренная, медленная, а также осваивают музыкальную терминологию.
Для формирования слухового восприятия музыкальному руководителю необходимо постоянно находиться в творческом поиске, а именно в моей работе мне помогает игровой приём «Умные ладошки». 1 строчка песни поётся вслух, 2 строчка прохлопывается ритмический рисунок, 3 строчка поётся про себя, 4 строчка поётся музыкальным руководителем с прохлопыванием ритмического рисунка. После этой работы мы выкладываем ритмический рисунок на магнитной доске цветными полосками.
Положительные результаты всегда дает, вокальное воспроизведение детьми лейтмотивов инструментальных пьес. Мелодия в данном случае лучше запоминается, становится легко узнаваемой и помогает сильнее прочувствовать настроение пьесы. Самый яркий пример - «Марш деревянных солдатиков П. Чайковского» с добавлением стихотворного текста, а так же в данном ракурсе возможно использование игрового приема «Телеграмма», то есть интонационное воспроизведение мелодии в ответ.
Таким образом, музыка - искусство временное, детям порой трудно запомнить то, что уже перестало звучать. Вышеуказанные игровые приемы, с помощью которых осуществляется музыкальный воспроизводящий эффект, становиться незаменимым педагогическим подспорьем.
Список литературы
1. Чумичова Р. М. Ребенок в мире культуры. СПб. : Авторский коллектив, 2012. 502 с.