Инга Невмовенко
Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет»
Согласно исследованиям, поведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой на протяжении дошкольного детства (от 2 до 7 лет) постепенно овладевают способами построения сюжетно-ролевой игры, которые не имеют четких возрастных границ, но, согласно многочисленным наблюдениям, осуществляются в следующих пределах:
- предметно-действенным (ранний и младший дошкольный возраст;
- ролевым (средний дошкольный возраст);
- сюжетосложением (старший дошкольный возраст);
Публикация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем несравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.
В первую очередь это связано с развитием произвольности.
Психологи считают, что развитие произвольного управления действиями дошкольника предполагает постановку все более отдаленных целей, увеличение времени, в течение которого ребенок может выполнять непривлекательное действие. Так, например, для того, чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображением различных линий, округлых форм и др.) приемами работы с изобразительным материалом. Этот процесс требует от малыша упражнений, выполняемых в определенной системе. Как известно, сами дети интереса к такому учебному содержанию не проявляют. Они стремятся отразить в рисунке только же предметы, которые произвели на них сильное впечатление. Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (нитки, дождик и. т. д.) лишен для него смысла, и он действует без старания и интереса. Такое отношение детей к обучению вполне понятно и оправдано, но не способствует развитию творчества. Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленным и интересным?
Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он делает, кому то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные дети клубочки ниток или дождик?
К счастью, такой мир существует. Это мир детства игры. Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создает мотивацию учебной деятельности, позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и ее оценку; доставлять удовольствие от полученного результата, а также от возможности не использовать его в игре по окончании занятия.
Игровая мотивация – дело серьезное. Почему? Хотя бы потому, что работа по созданию игровой мотивации предполагает умение воспитателя играть.
Проведенные психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что дети дошкольного возраста достаточно четко отличают игру от трудовой и учебной деятельности. Вторжение в сферу игры ребенка тонкое и деликатное дело. Для дошкольника действия взрослого, направленные на его воспитание и обучение, вполне понятны. Но когда педагог начинает с детьми играть, то они относятся к этому достаточно настороженно: «Действительно будет играть или притворяться и хочет использовать игру в - в корыстных целях?»
Для того, чтобы с помощью игровой мотивации повлиять на детей, самому педагогу надо осуществить переход, где одной деятельности в другую, принять «равного партнера». А по ходу руководства детской деятельностью не «соскальзывать» с игры, сохранять игровой характер деятельности с ее специфическими признаками (двойным планом действий, необязательностью, свободой выбора действий партнерами и. т. д.)
Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно-ролевой игры, игровая мотивация должна меняться. Следовательно, педагог должен уметь создавать игровую мотивацию с учетом способов построения сюжетно-ролевой игры.
Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:
Младший дошкольный возраст
1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса, пациентов Айболита и. т. п.) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность или, наоборот, предстоит радостное событие). В следствие этого или крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и. т. д.
Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, (или успели в этом лично убедиться, что в этой группе очень добрые и умелые дети.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидайтесь их согласие на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что вам показ и предложение упадут на подготовительную почву.
4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и. т. д. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких объемных игрушек.
5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек.
6. По окончании работы детям необходимо предоставлять возможность поиграть со своими подопечными, не пользуя при желании полученный продукт.
Целесообразно, чтобы в рассказах педагога в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними событиями.
Средний дошкольный возраст.
В работе с детьми этого возраста используется два типа игровой мотивации : 1 тип предполагает создание изображения для каких-нибудь игровых персонажей.
Для этого педагог кратко, но достаточно или убедительно рассказывает детям о нуждах или потребностях персонажей. Довольно часто дети этого возраста выдумывают себе друзей по играм, которые никто никогда не видел: гномов, фей, эльфов и др. мифических существ. Эта способность детей, по мнению руководителя научными исследованиями центра детской медицины, помогает развитию здоровой фантазии и способности решать различные проблемы.
Выполнять ту или иную работу для маленьких друзей, дети осознают себе их помощником и стараются делать ее как можно лучше. За ним осуществляется постановка игровой задачи (помощь заготовить овощи, сделать мебель и. т. д., а на ее основе – учебой («я научу вас лепить, или рисовать для них фрукты»).
На занятиях показ способов изображения проводится только по просьбе детей, так как каждый ребенок работает над своим содержанием. Все замечания, указания, направленные на совершенствование изображения, педагог должен осуществлять только в игровой форме, рассказывая ребенка, как его работа будет воспринята игровыми персонажами.
2 тип мотивации предполагает создание такого изображения, когда дети принимают на себя определенную роль и действуют в ней.
Для этого педагог вначале предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, принимает на себя роль, например, мамы зайчики и интересуются, кем бы дети хотели быть в этой игре.
Обычно они принимают роль детенышей-зайчат. Но может случиться так, что мальчики захотят быть папами, дядями и т. п. Педагог должен согласиться со всеми предложениями и по ходу обращаться с детьми только в соответствии с принятыми ими ролями.
В течении 1-2 минут, можно организовать действие детей в роли зайчат (зайчонок лакомится вкусной морковкой, прыгают, гуляют и. т. д.).
Затем перед детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (мама-зайчиха опасаясь за жизнь детей предлагают сделать щиты с изображением деревьев, за которыми они смогли бы спрятаться от волка, а затем учебная «я научу вас делать щиты и рисовать деревья».
Старший дошкольный возраст
В результате специальных психолого-педагогических исследований было установлено, что потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что дети начинают применять учебные задачи вначале только в тех случаях, когда полученные знания и навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или другой достаточно привлекательной для них деятельности. И только к концу дошкольного детства становится возможным сознательное усвоение детьми знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны в будущем.
Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребенок их выполнял (это он может делать и под влиянием требований взрослого, а в большей степени для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, стараясь их усвоить.
Эффективным подходом к решению данной проблемы является использование на занятиях игровой мотивации, направленной в процессе выполнения задания. Особенное значение игровая мотивация имеет при формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к взаимодействию друг с другом.
Ребенку-дошкольнику сложно понять ряд преимуществ коллективной работы: благодаря участию всех детей можно быстрее создать изображение и выполнить больший объем работы. Для того, чтобы воспитатель мог наглядно убедить детей в этом. Может быть использована игровая мотивация, которая в старшем дошкольном возрасте строится на основе сюжета сложения.
ПОМНИТЕ: Беспорядочность в использовании игровых методов и их несоответствие способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства не оказывает положительного влияния эффективности обучения!
Литература
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007
2. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012
3. Семаго Н. Я. Детский сад: деятельность специалистов. М. : ТЦ Сфера, 2012