Алия Нурмухаметова
Использование игровых приемов в счетной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приемов в счетной деятельности дошкольников
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Публикация «Использование игровых приемов в счетной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.
Одним из актуальных направлений дошкольного математического развития умения считать, т. е. счетная деятельность детей дошкольного возраста является тема использования игровых приемов в обучении детей. Однако овладение счетной деятельности дошкольниками не обходятся без трудностей и ошибок.
Современные дети рано знакомятся с числами и получают огромное удовольствие от ритмического счета : один – два – три – четыре - пять. Но. довольно часто это умение считать лишь внешнее, а сам счет механический. Как помочь ребенку научиться считать осмысленно, в каких математических играх хорошо развиваются первые счетные умения?
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет счетная деятельность. Математический счет обладает уникальным развивающим эффектом. Его изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Необходимо обратить внимание, насколько правильно дети выполняют движения в процессе счетной деятельности, так как по своей структуре она представляет собой определенную систему соподчиненных друг другу действий, состоящих из частных операций: это выделение каждого объекта множества, соотнесение с ним числительного, удержание в памяти последовательности числительных.
Выделение и показ каждого предмета счета - умение, которое развивается постепенно. Вначале, чтобы добиться правильного результата счета, ребенку необходимо передвигать предметы или прикасаться к ним. Постепенно действия совершенствуются. Ребенок только указывает на предметы пальцем или рукой на расстоянии, затем выделяет каждый предмет глазами, иногда помогая себе ритмичными движениями головы.
Речевое действие в процессе счетной деятельности проходит тот же путь: от внешнего, развернутого действия (громкое называние числительных, произнесение слов шепотом) к внутреннему действию (называние числительных шевеля губами, а затем про себя, без движения губ).
Обучая детей счету, необходимо включать различные анализаторы: кинестетический, зрительный, речедвигательный, слуховой, осязательный. Для этого используются игровые упражнения, где надо считать на слух, по осязанию, считать движения. Например, педагог предлагает отсчитать столько игрушек, сколько ударов молоточка услышат дети; подпрыгнуть столько раз, сколько ударов бубна прозвучит; хлопнуть в ладоши столько раз, сколько шариков в мешочке они смогут нащупать. Определенное количество звуков дети считают с открытыми и закрытыми глазами, а затем отсчитывают указанное количество предметов или выполняют определенные действия. Эти упражнения имеют игровой характер. Выполняя дидактическую задачу, они вносят некоторую разрядку, необходимую на занятиях по математике.
Целесообразно от занятия к занятию делать наглядный и счетный материал более разнообразным, усложнять задания. Сначала дети отсчитывают предметов столько, сколько указывает образец. Затем количество отсчитываемых предметов может быть увеличено или уменьшено относительно заданного числа, соответствовать последующему или предыдущему относительно названного числа, показывать число на одну единицу больше или на одну единицу меньше названного числа.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Непосредственно образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС является интегрированность, комплексность и создание развивающей среды. Многие игры способствуют организации счетной деятельности, например: «Что изменилось», «Будем считать», «Какая игрушка спрятана?», «Кому сколько?», «Кто скажет правильно» и т. д.
На основании исследуемого материала можно сказать, что не один метод не дает такого положительного эффекта, как игровой метод : логико – математические игры, например, игры Вокобовича, кубики Никитина, игра – паззл «Цифры», подбери заплатку. Использовать комплекс игровых приемов : блоки Дьенеша, палочки Кюизнера.
Так же организации счетной деятельности детей старшей группы способствуют игровые упражнения для формирования счетной деятельности : «Подбери игрушку», «Назови и сосчитай», «Хватит ли?», «Собери фигуру», «Посчитай птичек».
Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д., время от времени спрашивайте у ребенка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов?», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т. п.
Педагогу следует учитывать, что счетные навыки, как и любые другие, будут развиваться при многократном повторении, упражнении, в результате организованного обучения. Следовательно, задания, где дети применяют счетные навыки и закрепляют их, должны быть интересными и разнообразными.
Практика обучения счету дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Для этого необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Таким образом, в старшей группе детского сада работа направлена на обучение счету до пяти на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. Работа по развитию счетной деятельности у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания. Она является основой для дальнейшего обучения в школе.