Брекотнина Светлана Ивановна
Консультация учителя-логопеда для воспитателей. Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, интонационная выразительность речи.
Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
Работа по формированию ЗКР включает:
Публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей, Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
• Развитие речевого слуха у детей, который включает: звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи;
• Формирование произносительной стороны речи :
• учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
• развивать артикуляционный аппарат;
• работать над речевым дыханием;
• воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
• вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
• формировать нормальный темп речи, т. е. произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь.
• Развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
• Воспитание интонационной выразительности речи, т. е. умения точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично как на занятиях, так и в режимных моментах. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.
Так во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука.
Использование разнообразного речевого материала (звукоподражания, потешки, пословицы и поговорки, чистоговорки, скороговорки, стихи, небольшие рассказы и сказки) сопровождается показом наглядного материала.
В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Формирование звукопроизношения включает :
- произношение всех звуков в разных позициях и сочетаниях;
- дифференциацию звуков в произношении и на слух (отличать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие).
Интонационная выразительность речи
Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Она включает в себя: мелодику, темп, паузу, силу голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм, тембр.
Упражнения для развития интонационной выразительности речи :
Определи тон
Взрослый произносит фразу разным тоном. Ребенку нужно определить характер тона. «Завтра обещают дождь» - радостно, громко, равнодушно, удивленно, с огорчением.
Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.
Для развития голоса. Дует ветер
Взрослый говорит: «Ветер дует тихо – вввввв». Дети повторяют. «Подул сильный ветер – ВВВВВ». Дети повторяют.
Упражнения
- произнесений гласных звуков (шепотом, тихо, громко);
- произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса;
- произнесение слогов, звукоподражания с различной громкостью;
- воспроизведение чистоговорок, поговорок громко, умеренно, тихо;
- произнесение плавно на одном выдохе несколько звуков : аааооо, ааауууооо ит. д.
Для развития темпа речи
Робот
(ребенок сгибает руки в локтях, совершает действия, имитирующие движений рук робота, текст произносится скандированно и четко)
Стоит робот на дороге
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками.
Может он моргать глазами
Может головой кивать
Раз, два, три, четыре, пять.
Пильщики
(дети стоят парами лицом друг к другу, правые руки соединенны, одна нога выставлена вперед)
Запилила пила, зажужжала как пчела (движения руками имитируют пилку дров)
Отпилила кусок, наскочила на сучок (опускают руки броском вниз)
Лопнула и встала, начинай сначала (меняются местами друг с другом).
Фонематический слух
Фонематический слух – это способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Хорошо развитый ф. с. обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с нормами русскогоязыка. Сформированность ф. с. является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению письмом и чтением.
Игры на развитие фонематического слуха
Правильный банан
Взрослый называет ряд слов: панан, бадан, ванан, банан. Ребенку надо выбрать правильное слово.
Найди общий звук
Среди названных взрослым слов детям нужно найти одинаковый звук (зонт, ваза, кузов, Зина, корзина, магазин, зебра).
Измени слово
Ребенку предлагается заменить первый звук в слове на звук «З» : губы зубы, двери-звери, набор-забор, кефир-зефир, вал-зал, дуб-зуб.
Звук заблудился
Жучка будку (булку) не доела
Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
Работа по воспитанию ЗКР тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение письмом и чтением).
Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.