Получи документы

Консультация учителя-логопеда для воспитателей. Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха

Брекотнина Светлана Ивановна
Консультация учителя-логопеда для воспитателей. Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, интонационная выразительность речи.

Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Работа по формированию ЗКР включает:

Публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей, Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха» размещена в разделах

Развитие речевого слуха у детей, который включает: звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи;

• Формирование произносительной стороны речи :

учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

развивать артикуляционный аппарат;

• работать над речевым дыханием;

воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

• вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

• формировать нормальный темп речи, т. е. произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь.

Развитие произношения слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

Воспитание интонационной выразительности речи, т. е. умения точно выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно, систематично как на занятиях, так и в режимных моментах. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме, используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.

Так во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука.

Использование разнообразного речевого материала (звукоподражания, потешки, пословицы и поговорки, чистоговорки, скороговорки, стихи, небольшие рассказы и сказки) сопровождается показом наглядного материала.

В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Формирование звукопроизношения включает :

- произношение всех звуков в разных позициях и сочетаниях;

- дифференциацию звуков в произношении и на слух (отличать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие).

Интонационная выразительность речи

Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Она включает в себя: мелодику, темп, паузу, силу голоса, логическое ударение, фразовое ударение, ритм, тембр.

Упражнения для развития интонационной выразительности речи :

Определи тон

Взрослый произносит фразу разным тоном. Ребенку нужно определить характер тона. «Завтра обещают дождь» - радостно, громко, равнодушно, удивленно, с огорчением.

Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

Для развития голоса. Дует ветер

Взрослый говорит: «Ветер дует тихо – вввввв». Дети повторяют. «Подул сильный ветер – ВВВВВ». Дети повторяют.

Упражнения

- произнесений гласных звуков (шепотом, тихо, громко);

- произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса;

- произнесение слогов, звукоподражания с различной громкостью;

- воспроизведение чистоговорок, поговорок громко, умеренно, тихо;

- произнесение плавно на одном выдохе несколько звуков : аааооо, ааауууооо ит. д.

Для развития темпа речи

Робот

(ребенок сгибает руки в локтях, совершает действия, имитирующие движений рук робота, текст произносится скандированно и четко)

Стоит робот на дороге

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками.

Может он моргать глазами

Может головой кивать

Раз, два, три, четыре, пять.

Пильщики

(дети стоят парами лицом друг к другу, правые руки соединенны, одна нога выставлена вперед)

Запилила пила, зажужжала как пчела (движения руками имитируют пилку дров)

Отпилила кусок, наскочила на сучок (опускают руки броском вниз)

Лопнула и встала, начинай сначала (меняются местами друг с другом).

Фонематический слух

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Хорошо развитый ф. с. обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с нормами русскогоязыка. Сформированность ф. с. является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению письмом и чтением.

Игры на развитие фонематического слуха

Правильный банан

Взрослый называет ряд слов: панан, бадан, ванан, банан. Ребенку надо выбрать правильное слово.

Найди общий звук

Среди названных взрослым слов детям нужно найти одинаковый звук (зонт, ваза, кузов, Зина, корзина, магазин, зебра).

Измени слово

Ребенку предлагается заменить первый звук в слове на звук «З» : губы зубы, двери-звери, набор-забор, кефир-зефир, вал-зал, дуб-зуб.

Звук заблудился

Жучка будку (булку) не доела

Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

Работа по воспитанию ЗКР тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение письмом и чтением).

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Консультация для родителей «Игры на развитие фонематического слуха» Консультация для родителей. Игры на развитие фонематического слуха. [/b] Эльвира Тропина Уважаемые родители! Большое значение в формировании.

Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников» Уважаемые родители! В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха» Консультация для родителей «Роль фонематического слуха в развитии речи детей» Краткое описание: В данной консультации раскрывается значение.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи» Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения.

Мастер-класс для воспитателей средних групп по формированию звуковой культуры речи «Со звуками играем — речь развиваем» Цель: формирование звуковой культуры речи детей средней группы детского сада. Задачи: уточнить и систематизировать знания и.

Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи» Практические задания к семинару Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры. Задание№1 Прочитайте текст, и.

Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 Тема нашего семинара «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста». Слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда для воспитателей. Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха
Опубликовано: 11 марта 2018 в 11:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-логопеда для воспитателей. Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Брекотнина Светлана Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД