Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»

Садыкова Ильзира
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями для успешного овладения грамотой. Поэтому воспитание у дошкольников чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам орфоэпии русского языка, а так же хорошей дикции, выразительности речи должно осуществляться до поступления ребенка в школу.

Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание звуковой культуры речи“» размещена в разделах

Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у детей дошкольного возраста и является естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи : благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные - задерживают.

Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь. Нередко недостатки произношения звуков и слов детьми являются следствием того, что окружающие говорят не правильно, что в разговоре с ребенком взрослые подделываются под детскую речь, начинают сюсюкать, картавить. Копирование взрослыми детской речи совершенно недопустимо.

Одна из задач воспитания звуковой культуры речи детей – воспитание выразительности речи как в разговоре с окружающими людьми, так и в рассказывании, чтении стихов. Чтобы воспитывать у детей выразительную речь, правильный, спокойный тон, взрослые должны и в этом отношении быть примером. Тогда ухо ребенка с детства привыкает к правильным, выразительным интонациям.

Подражание интонациям окружающих, с одной стороны, понимание содержания и эмоциональная насыщенность речи, с другой – вот что делает речь ребенка выразительной. Поэтому, недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка : насмешка, поддразнивание или жалость, когда к ребенку относятся, как к больному. И то и другое обижает ребенка, заставляет его замыкаться в себе, сторониться, усугубляет его неприятные переживания.

Детям младшего дошкольного возраста 3-4 лет, в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата, свойственно неправильное произношение наиболее трудных звуков. Но родителей плохая речь детей настораживает только в 6-7 лет. Хотя к этому времени у детей вырабатывается привычка не чистой речи, нередко связанная с не правильным воспитанием. Поэтому важно предупредить и исправлять недостатки звукопроизношения вовремя, до того момента, когда они укореняются. Особое внимание воспитанию правильной речи необходимо уделять,когда процесс ее развития происходит наиболее интенсивно, а именно в дошкольном возрасте. Взрослые учат ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Развитие речи не происходит спонтанно. Конечно, между детьми существуют различия : одним достаточно хорошего примера взрослого, другие нуждаются в активной помощи логопеда. Усвоение звуковой системы языка во многом определяется развитием речедвигательной сферы и речевого слуха. Поэтому полезно в игровой форме проводить разнообразные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Учитывая, что у дошкольников окончательно еще не сформировалось речевое дыхание, рекомендуется использовать игры- забавы на формирование речевого дыхания :

1) пускание мыльных пузырей

2) игра «Кто забьет больше голов»

3) игра «Веселые гонки на воде» и другие.

Проводят эти упражнения 2-3 минуты, нужно следить, чтобы дети пользовались диафрагмальным дыханием.

Для развития мышц языка и губ полезны упражнения на звукоподражание :

-крикам животных (мяу-мяу, ко-ко-ко)

-музыкальным инструментам (там-там, бум-бум, динь-динь)

-разным предметам (би-би, тик-так).

Организуется целая серия статических подготавливающих упражнений по типу «Игры веселого язычка» («Лопаточка», «Чашечка», «Горка» и т. д.) . Каждое упражнение выполняется четко, медленно, по 8- 10 раз.

Проводят и динамические подготовительные упражнения : «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр» и т. д.

Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста способствует воспитание умения внимательно слушать и слышать речь окружающих, совершенствовать слуховое восприятие.

Для развития речевого слуха полезны дидактические игры, в которых перед детьми ставятся задачи :

-угадать источник звука (игра «Кто тебя позвал?»)

- характер звука (стук по стеклу, дереву, шелест бумаги)

- услышать разницу в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (бочка – почка, мишка –миска).

- игра «Послушайте, о чем говорит комната (улица?»

(детям предлагается помолчать, закрыть глаза, внимательно послушать окружающие их звуки : тиканье часов, жужжание мухи, чириканье воробьев, гудки автомобиля, журчание воды и т. д.)

Постепенно у детей воспитывается умение услышать часто повторяющийся звук в словах. Это подготовка ребенка к предстоящему овладению звуковым анализом слов. Можно предложить детям прослушать стихотворение, где интонационно выделяется заданный звук. Услышав его дети хлопают в ладоши или поднимают соответствующую карточку- символ (карточка жука –для звука «Ж») :

Жук упал и встать не может

Ждет он кто ему поможет.

Вызывание звуков чаще проводится по подражанию. Приступая к показу артикуляции звука, необходимо привлечь как можно больше анализаторов : слух, зрение, осязание и вибрационное чувство.

Устранение недостатков произношения свистящих, шипящих, соноров осуществляет учитель-логопед. Далее проводятся игровые упражнения на закрепление правильного произношения и различения поставленных звуков.

Игра «Какой звук убежал.Называется слово, в котором пропускается звук «С» или «Ш». Ребенок угадывает все слово и находит на столе соответствующую картинку (МА_ИНА, МА_ЛО, КА_А, КУ_ТЫ, _ИЛО, ПО_УДА ит. д.)

Игра «Найди отгадку к этой загадке»

В коридоре топот ног,

Это всех зовет…. (звонок).

Из упрямства ни на шаг

Не продвинется …. (ишак).

Игра «Для каждой отгадки своя грядка»

Оформляется «огород», на котором обозначены разные грядки: на одной «вырастают» картинки со звуком «Р», а на другой со звуком «Л».

Слова: редис, лук, репа, свекла, редька, салат, помидор, огурец, ит. д.

Заучивание стихотворений, которые насыщены определенными звуками :

Зачем у маленькой хозяйки

Зеленый зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка

Под этим зонтиком из шелка.

На дворе горка,

Под горкой норка.

В этой норке крот,

Норку стережет.

Отгадывание загадок (отгадки то же могут быть на определенный изучаемый,отрабатываемый звук) .«Мои загадки – твои отгадки»

1. Кто один имеет рог?

Отгадайте -(носорог).

2.«Я в землянку угодил»,-

Горько плачет (крокодил).

3. Цветное коромысло

Над рекою повисло.

Как дождик пройдет-

Оно расцветет. (радуга).

Стихи-смешинки:

Маша ела, хохоча,

Гречневую кашу.

Отмывали два часа

Гречневую машу.

Мокрым веником Егор

Так и хлещет Ваню.

Генеральная уборка

Превратилась в баню!

Считалочки:

1. Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждая:

«Если я куплю билет,

Кто я,заяц –или не?»

2. У реки росла рябина.

А река текла, рябила.

Посередине глубина.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба- рыбий царь-

Называется –пескарь.

Литература:

1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М. ,1994.

2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. ,Просвещение, 1989.- 239с.

3. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Изд-во Эксмо,2006.-256с.

Публикации по теме:

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п.

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшейКонспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей Тема: «Путешествие в страну звуков и буквкв»[/b] Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей! Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Козлова Наталья Витальевна Цель семинара:.

«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста УРА! УРА! — идёт парад. Параду рад мой младший брат. Кричит парад: — УРА! УРА! А младший брат: — УА! УА! Для чего и зачем обучать грамоте.

Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

Воспитание звуковой культуры речи детей, ее значение для развития личности дошкольника Цель: развитие слухового внимания, формирование правильного звукопроизношения, выработка правильного речевого дыхания, умелое использование.

Конспект ООД по развитию звуковой культуры речи Цель Создание условий для фонематического. восприятия детей. Задачи : 1. Учить определять позицию звука в слове на слух. 2. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 08:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»» (включая файлы) размещена пользователем Садыкова Ильзира (УИ 1311985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД