Садыкова Ильзира
Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями для успешного овладения грамотой. Поэтому воспитание у дошкольников чистого произношения звуков во всех словах согласно нормам орфоэпии русского языка, а так же хорошей дикции, выразительности речи должно осуществляться до поступления ребенка в школу.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у детей дошкольного возраста и является естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи : благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные - задерживают.
Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь. Нередко недостатки произношения звуков и слов детьми являются следствием того, что окружающие говорят не правильно, что в разговоре с ребенком взрослые подделываются под детскую речь, начинают сюсюкать, картавить. Копирование взрослыми детской речи совершенно недопустимо.
Одна из задач воспитания звуковой культуры речи детей – воспитание выразительности речи как в разговоре с окружающими людьми, так и в рассказывании, чтении стихов. Чтобы воспитывать у детей выразительную речь, правильный, спокойный тон, взрослые должны и в этом отношении быть примером. Тогда ухо ребенка с детства привыкает к правильным, выразительным интонациям.
Подражание интонациям окружающих, с одной стороны, понимание содержания и эмоциональная насыщенность речи, с другой – вот что делает речь ребенка выразительной. Поэтому, недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка : насмешка, поддразнивание или жалость, когда к ребенку относятся, как к больному. И то и другое обижает ребенка, заставляет его замыкаться в себе, сторониться, усугубляет его неприятные переживания.
Детям младшего дошкольного возраста 3-4 лет, в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата, свойственно неправильное произношение наиболее трудных звуков. Но родителей плохая речь детей настораживает только в 6-7 лет. Хотя к этому времени у детей вырабатывается привычка не чистой речи, нередко связанная с не правильным воспитанием. Поэтому важно предупредить и исправлять недостатки звукопроизношения вовремя, до того момента, когда они укореняются. Особое внимание воспитанию правильной речи необходимо уделять,когда процесс ее развития происходит наиболее интенсивно, а именно в дошкольном возрасте. Взрослые учат ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Развитие речи не происходит спонтанно. Конечно, между детьми существуют различия : одним достаточно хорошего примера взрослого, другие нуждаются в активной помощи логопеда. Усвоение звуковой системы языка во многом определяется развитием речедвигательной сферы и речевого слуха. Поэтому полезно в игровой форме проводить разнообразные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Учитывая, что у дошкольников окончательно еще не сформировалось речевое дыхание, рекомендуется использовать игры- забавы на формирование речевого дыхания :
1) пускание мыльных пузырей
2) игра «Кто забьет больше голов»
3) игра «Веселые гонки на воде» и другие.
Проводят эти упражнения 2-3 минуты, нужно следить, чтобы дети пользовались диафрагмальным дыханием.
Для развития мышц языка и губ полезны упражнения на звукоподражание :
-крикам животных (мяу-мяу, ко-ко-ко)
-музыкальным инструментам (там-там, бум-бум, динь-динь)
-разным предметам (би-би, тик-так).
Организуется целая серия статических подготавливающих упражнений по типу «Игры веселого язычка» («Лопаточка», «Чашечка», «Горка» и т. д.) . Каждое упражнение выполняется четко, медленно, по 8- 10 раз.
Проводят и динамические подготовительные упражнения : «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр» и т. д.
Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста способствует воспитание умения внимательно слушать и слышать речь окружающих, совершенствовать слуховое восприятие.
Для развития речевого слуха полезны дидактические игры, в которых перед детьми ставятся задачи :
-угадать источник звука (игра «Кто тебя позвал?»)
- характер звука (стук по стеклу, дереву, шелест бумаги)
- услышать разницу в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (бочка – почка, мишка –миска).
- игра «Послушайте, о чем говорит комната (улица?»
(детям предлагается помолчать, закрыть глаза, внимательно послушать окружающие их звуки : тиканье часов, жужжание мухи, чириканье воробьев, гудки автомобиля, журчание воды и т. д.)
Постепенно у детей воспитывается умение услышать часто повторяющийся звук в словах. Это подготовка ребенка к предстоящему овладению звуковым анализом слов. Можно предложить детям прослушать стихотворение, где интонационно выделяется заданный звук. Услышав его дети хлопают в ладоши или поднимают соответствующую карточку- символ (карточка жука –для звука «Ж») :
Жук упал и встать не может
Ждет он кто ему поможет.
Вызывание звуков чаще проводится по подражанию. Приступая к показу артикуляции звука, необходимо привлечь как можно больше анализаторов : слух, зрение, осязание и вибрационное чувство.
Устранение недостатков произношения свистящих, шипящих, соноров осуществляет учитель-логопед. Далее проводятся игровые упражнения на закрепление правильного произношения и различения поставленных звуков.
Игра «Какой звук убежал?».Называется слово, в котором пропускается звук «С» или «Ш». Ребенок угадывает все слово и находит на столе соответствующую картинку (МА_ИНА, МА_ЛО, КА_А, КУ_ТЫ, _ИЛО, ПО_УДА ит. д.)
Игра «Найди отгадку к этой загадке»
В коридоре топот ног,
Это всех зовет…. (звонок).
Из упрямства ни на шаг
Не продвинется …. (ишак).
Игра «Для каждой отгадки своя грядка»
Оформляется «огород», на котором обозначены разные грядки: на одной «вырастают» картинки со звуком «Р», а на другой со звуком «Л».
Слова: редис, лук, репа, свекла, редька, салат, помидор, огурец, ит. д.
Заучивание стихотворений, которые насыщены определенными звуками :
Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.
На дворе горка,
Под горкой норка.
В этой норке крот,
Норку стережет.
Отгадывание загадок (отгадки то же могут быть на определенный изучаемый,отрабатываемый звук) .«Мои загадки – твои отгадки»
1. Кто один имеет рог?
Отгадайте -(носорог).
2.«Я в землянку угодил»,-
Горько плачет (крокодил).
3. Цветное коромысло
Над рекою повисло.
Как дождик пройдет-
Оно расцветет. (радуга).
Стихи-смешинки:
Маша ела, хохоча,
Гречневую кашу.
Отмывали два часа
Гречневую машу.
Мокрым веником Егор
Так и хлещет Ваню.
Генеральная уборка
Превратилась в баню!
Считалочки:
1. Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждая:
«Если я куплю билет,
Кто я,заяц –или не?»
2. У реки росла рябина.
А река текла, рябила.
Посередине глубина.
Там гуляла рыбина.
Эта рыба- рыбий царь-
Называется –пескарь.
Литература:
1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. – М. ,1994.
2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. ,Просвещение, 1989.- 239с.
3. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Изд-во Эксмо,2006.-256с.