Чепурная Анна
Консультация учителя-логопеда для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Достигается общим функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
Развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтвержена преподавателями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину, М. М Кольцову, Е. И. Исенину.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей „Развитие мелкой моторики у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений рук. Для определения уровня развития речи, детей первых лет жизни, разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и т. д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения напряжённые, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные и простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность, окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в другую руку (пинцетный захват, к двум годам ребенок способен рисовать, правильно держать ложку. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Развитие ручной умелости прежде всего необходимо начинать со знакомства с руками (правая и левая, названием пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
Пальчиковые игры можно разбить на два подвида : условно назовём их «статические» (составление из пальцев фигур) и «динамические» (упражниния для пальцев)
Дети очень любят сказки и для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики, массажа пальцев рук и др. была более эффективной, можно использовать это направление в работе.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например:
•Игры с мелкими предметами — пазлы, орехами, мозаика, конструкотр, шнуровка, бусины и т. п.
•Пальчиковые игры (гимнастика)
•Массаж кистей и пальцев
•Лепка из глины и пластилина
•Рисование ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углём
•Штриховка, обвод трафаретов и шаблонов
Очень интересен и эффективен для тренировки пальчиков такой материал, как грецкий орех. С помощью него мы массируем запястья, кисти рук ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие малыша, но и слаженую работу внутренних органов в целом.
Массаж «Орешек» дан в сочетании с упражнениями в «сухом бассейне». Погружаяс как можно глубже в наполнитель (промытые горох, фасоль), ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.
Игра.
Жил на высоком дереве среди листьев грецкий Орешек. Однажды осенью подул сильный ветер (сделать губы трубочкой и подуть как ветер). Оторвался Орешек и упал с веточки на дорожку. Лежал он, лежал, да скучно ему стало и покатился он по дорожке вперед (Показать как покатился Орешек, нужно его толкать пальчиками). Катится, катится Орешек, а навстречу ему Вова и Вика идут. Обрадовались дети:
-Какой большой и красивый Орешек! Коричневый, шершавенький!
И Орешек детей увидел и тоже обрадовался:
-Возьмите меня с собой. Мне одному скучно, а поиграть хочется!-просит Орешек.
Подружились дети с Орешком и стали с ним в прятки играть (кладем орех на ладошку и сжимаем крепко-крепко. Где Орешек? Нет Орешка! Спрятался в кулачке. Где Орешек? Вот он где! Разжимаем кулачок). Пошли ребята на детскую площадку, увидели там большая-прибольшая горка! Обрадовались дети и стали кататься с горки вместе с Орешком (руку прижать к поверхности стола, пальцы вместе, орех положить на кончики пальцев. Накрыть его другой ладонью и катить от кончиков пальцев до запястью и обратно. И стали наши детки с Орешком кататься и приговаривать:
-Вверх, вниз, вверх и вниз ты по горочке катись!
Нагулялись ребята и устали. Пора всем отдохнуть. (Прячем орех на дно «сухого бассейна»)
Такие не сложные игы могут быстро помочь ребенку освоить и сформировать речь в полном ее объёме.
Используемая литература:
1. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М. ,1973
2. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук», М., 1974
3. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М. ,1999
4. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М., 2007
5. Абрамова Л. П., Бардышева Т. Ю. «Орешек на ладошке»