Елена Николаевна Гальченко
Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.
Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. Поэтому так важно в раннем дошкольном возрасте уделить внимание на развитие неречевого слуха. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.
С детьми проводятся игры, направленные:
- на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом ( действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;
- узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;
- определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;
- определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;
- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.
Хорошо было бы прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудит услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.
Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.
Это такие игры:
«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);
«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);
«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).
Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами, определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.
Организуются такие игры:
«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);
«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);
«Звучащие коробочки» (ребенку предлагается прослушать звучание одинаковых коробочек с наполнителями в виде различных круп в определенной последовательности, после этого необходимо воспроизвести их звучание в заданной последовательности).
Игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность) :
«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);
«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);
«Какой звук?» ( у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).
Игры на формирование умения слышать определенный звук:
«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);
«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу);
«Угадай» (ребенку предлагается повторить цепочку из 3-4-5 слов и назвать слово с заданным звуком «с» : зонт, шар, сыр, (жук, шум).
«Начало, середина, конец» (развитие фонематического слуха : научить ребенка распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м" : в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
«Выдели слово».
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись.»
Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)
- Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний - А.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.
Вариант: то же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Звуки по кругу»
Игра направлена на различения согласных по твердости и мягкости, глухости и звонкости. У ребенка карточки-символы, или карточки - картинки. Педагог подбирает картинки на отрабатываемые звуки, ребенок должен определить, какой это звук, твердый или мягкий, глухой или звонкий и положить в определенный домик
Игры на дифференциацию групп звуков:
«Не ошибись» (у детей на столах по 2 картинки. Картинку со звуком «с» (санки) надо положить справа, со звуком «ш» (шкаф) – влево);
«Найди свой домик» (педагог ставит на наборное полотно 2 плоскостных домика с окошками. На крыше одного домика – буква З, другого – Ж. Дети должны расселить животных, изображенных на маленьких картинках, в определенные домики в соответствии с изучаемыми звуками).
Игры на замену одного звука другим:
«Найди пару» : у педагога диск, в верхней части которого картинки. У детей предметные картинки, отличающиеся от приклеенных на диске только одним звуком. В центре диска двойная стрелка. Педагог ставит стрелку на одну из картинок, ребенок должен подобрать картинку, отличающуюся только одним звуком от предложенной, и назвать звуки, которыми отличаются слова; «Назови картинки» (детям предлагаются 2 картинки, отличающиеся одним звуком (ложки – рожки). Надо назвать этот звук.