Юлия Белова
Консультация «Технология исследовательской деятельности»
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Публикация «Консультация „Технология исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребёнок будет открывать для себя что-то новое.
Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
• преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
• преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
• побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.
Для исследовательской деятельности могут быть использованы доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования :
1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.
2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений.
3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности :
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:
-педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти воспитаннику;
-педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
-на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).
Организация работы идёт с создания предметно-развивающей среды в группе.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определё нные правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2. Не сдерживать инициативу детей;
3. Не делать за них то, что они могут сделать;
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В проведении опытов выделяем несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учатся делать выводы, проводить умозаключения.