Светлана Андропова
Консультация «Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам»
Воспитатели МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» : Хатько С. С. ; Андропова С. К.
Речь человека – Это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, че-ловек должен овладеть всеми богатствами родного языка.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и ориентировано на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Публикация «Консультация „Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам“» размещена в разделах
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговари-вая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас яв-ляется одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира.
Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его ре-чевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основ-ных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.
В настоящее время к структуре общеобразовательной программы дошкольного вос-питания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает :
-владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользова-ние лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания лю-бого типа;
- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, от-ветить, возразить, объяснить; спорить и др.
- знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать, элементарное владение грамотой
.
В наше время все чаще встречаются проблемы в речи детей, такие как:
- Несформированность грамматического строя речи;
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Бедная диалогическая речь;
- Недостаточный словарный запас;
- Неспособность построить монолог;
- Плохая дикция.
В своей работе с детьми большое внимание мы уделяем речевому развитию, поэтому применяем в своей практике следующие технологии :
1. Речевые, дидактические, словесные игры;
2. Театрализованная деятельность;
3. Мнемотехника;
4. Развитие мелкой моторики рук;
5. Сюжетно-ролевые игры;
6. Использование информационно-коммуникативных технологий.
1. Речевые, дидактические, словесные игры
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного РАЗВИТИЯ. ИГРА-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представ-лений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активируется словарь, фор-мируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно вы-ражать свои мысли.
Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.) Развиваются речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная па-мять.
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интерес-ным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными метода-ми, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.
В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непо-средственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесная игра та-ит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей. Игры без иг-рушки и картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и класси-ческой. Дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их исполь-зовании. Для детей старшего возраста это народные игры, как «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты» и другие.
Для детей этого возраста необходимо больше использовать словесные игры для раз-вития самостоятельного мышления, для формирования мыслительной деятельности детей. В таких играх стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его фор-му, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нём более характерные признаки, свойства; находить признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучить рассуждать.
2. Театрализованная деятельность.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое соб-ственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку пре-одолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
3. Мнемотехника.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский.
Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следую-щие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, граммати-чески правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использо-вание творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то за-держивается и развитие ребёнка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются про-блемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Приёмов для этого суще-ствует огромное количество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с раз-личными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки, са-момассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возмож-ность улучшить произношение, обогатить словарный запас, подготовить руку к письму пе-ред поступлением в школу.
5. Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсив-ность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаи-вать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных ви-дов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность че-ловека, воспринимать чужую точку зрения.
Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация вооб-ражаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем са-мым обогащают свой внутренний мир.
6. Использование информационно-коммуникативных технологий.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально-мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут данные образовательные технологии.
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, сни-мается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.