Князева Евгения
Консультация «Лэбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Лепбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста
(в контексте краеведения)
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования.
В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» используется одно из основных понятий «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В государственной программе развития образования России выдвигается задача формирования краеведческой культуры у подрастающего поколения, как одна из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Темочки:
Уважаемые коллеги, вы конечно знаете, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведческий подход в воспитании способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
В нашей практике встречаются дети, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
С внедрением ФГОС ДО каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Мы хотим рассказать о новой технологии, применяемой в нашем ДОУ, интересном методическом пособии – лэпбук.
Что же такое лэпбук?
«Лэпбук» (lapbook) – сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. В дословном переводе с английского лэпбук, значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Это интерактивная, тематическая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.
Почему технология «Лэпбук» актуальна в наше время?
Отвечает требованиям ФГОС и отвечает направлениям партнёрской деятельности.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Но, несмотря на простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Информация, которая представлена в ней, обычно оформляется в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей: различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Это даже не средство обучения, а особая форма организации учебного материала.
Создание лепбука в контексте краеведения является одним из актуальных и целесообразных средств организации совместной деятельности.
Это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно пространственной среде.
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
доступность - лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей : в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
В свете реализации ФГОС ДО технологию лэпбук можно рассматривать как разновидность метода проекта, так как создание «ЛЭПБУКА» содержит все этапы проекта:
Выбор темы (целеполагание)
Составление плана
Создание макета и оформление (практическая часть)
Презентация (подведение итогов)
Ожидаемые результаты работы с лепбуком в рамках краеведения:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
-умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
- обогащение знаний детей о музейной культуре;
- сформированность элементарных исследовательских умений и навыков, познавательной деятельности;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно- патриотического воспитания;
- сформированость желания сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании ребенка;
- сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитания краеведческих представлений дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в образовательную деятельность инновационных технологий технологий (лэпбук);
- создание серии «ЛЭП буков» с региональным компонентом для обогащения развивающей среды;
- создание единого социума: педагоги-дети-родители.
Тематика лепбуков в рамках краеведения может быть разнообразной:
«Мантурово - наш дом родной», «Русское подворье», «Русская народная культура и быт», «В мире животных», «Спорт в городе Мантурово», «Наш детский сад» и др.
Работа с лэпбуком может осуществляться по - разному, в зависимости от образовательных задач. Мы считаем, что использовать лэпбук целесообразно при реализации комплексно-тематической модели, на основе которой выстраивается образовательный процесс в нашем детском саду.
Результаты использования «лэпбука» в нашем ДОУ:
Создание «ЛЭПБУКА» развивает творческие способности детей.
«ЛЭПБУК» помогает ребенку лучше понять и запомнить пройденный материал. В любое время ребенок просто открывает
«ЛЭПБУК» по нужной теме и повторяет материал.
«ЛЭПБУК» помогает выбрать задания под силу каждому.
Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
Это просто интересно.
Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Подводя итог, необходимо отметить, что плюсы работы с «лэпбуком», неоспоримы. Создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания о теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания «лэпбука», у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов
Список литературы
1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
4. Лэпбуки. Это интересно. https://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)