Ирина Кирилычева
«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» (консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определенных знаний, определенного опыта. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.
Занятия обычно строятся по следующему плану.
1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень и т. п.). Можно показать предмет, игрушку, картину, близкие теме стихотворения.
Темочки:
2. Чтение воспитателем всего текста. Прочитать произведение надо так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Это два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны, влияние на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно» .
С целью более глубокого понимания стихотворения и подготовки его к воспроизведению проводится его анализ.
3. Беседа с детьми о стихотворении. Воспитатель может задавать вопросы, помогающие представить общую картину произведения (о чем); раскрывающие отношение ребенка к произведению, к герою, его поступкам; характеризующие героев произведения (характер, настроение, состояние); помогающие пониманию поэтической формы произведения, средств выразительности. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
5. Воспроизведение стихотворения детьми. Сначала можно предложить повторить стихотворение детям с хорошей памятью. Таким образом, остальные дошкольники смогут несколько раз прослушать текст. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, напоминает свои указания о характере чтения (об интонации, силе голоса, темпе речи). Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме – «Угадай, кто читает?» и т. д.). Стихотворение дошкольники повторяют индивидуально, а не хором. Хоровое повторение мешает выразительности, приводит к монотонности, закрепляет не-правильное произношение слов. Небольшие по объему стихотворения необходимо заучивать целиком.
Занятия по заучиванию стихотворений целесообразно дополнять другими видами деятельности: рассматриванием иллюстраций, рисованием на эту же тему, упражнениями по совершенствованию техники речи и др.
Заучивание стихотворений в разных возрастных группах имеет свои особенности. Так, в старшем дошкольном возрасте совершенствуются умения осознанно и выразительно читать стихотворения. В работе с детьми можно использовать следующие приемы:
- показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми;
- прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;
- предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;
- придумывание названия к стихотворению;
- литературные викторины (прочитываются строчки какого-нибудь известного произведения, а дети должны назвать его заглавие и автора);
- анализ произведения по вопросам.
Для формирования у детей чувства рифмы им можно предложить:
- подобрать рифмы к словам. Например: «Я буду говорить слова, а вы будете их рифмовать. К примеру, слово «точка». А рифма ваша. («дочка», «кочка», «почка», «ночка»). Скажу я слово «огурец». А вы мне скажете. («боец», «стрелец», «колец», «овец»). Скажу я слово «мышь», а вы мне. («чиж», «тишь», «пыж»)» и т. д;
- соревнование «Кто больше придумает рифмующихся слов»;б
- игру «Доскажи словечко» с напрашивающейся рифмой: «Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля, кто же это. (цапля)»; «По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда из мешков течет вода. Спрячемся по-лучше от дырявой. (тучи)»;
- чтение художественных произведений (отрывок из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи»;
Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»; сказка Б. Шергина «Рифмы»; стихотворения А. Барто «Капризные ерши» и Е. Лаврентьевой «Поймай рифму» и др. ;
- чтение стихов не только словами, но и хлопками (сильный хлопок – ударный слог, слабый хлопок – безударный слог).
Учет особенностей восприятия, запоминания и воспроизведения детьми поэтических произведений дает возможность педагогу эффективно организовать данную работу.