Елена Просекова
Консультация для педагогов «Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественное творчество» проводится мною в три этапа: входящая диагностика, позволяющая выявить уровень развития творчества, проведение занятий, направленных на развитие художественного творчества и итоговая диагностика, позволяющая выявить динамику художественного творчества.
Публикация «Консультация для педагогов „Система работы по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Критериями оценки уровня развития изобразительного творчества, являются критерии оценки Г. П. Гилфорд и П. Торренс в обработке Н. А. Ветлугиной, которые позволяют выявить: уровень развития творческого воображения, уровень развития художественных способностей, отношение к творчеству, применение в рисунке различных способов изображения, самостоятельность замысла, содержание изображения и т. д.
Далее, на основании данных входящей диагностики планировалась и проводилась работа по развитию художественного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник:
РИСОВАНИЕ ПО МОКРОМУ
Материалы: бумага, гуашь или акварельные краски, вода, широкая и узкая кисти, тряпочка, ванночка.
Способ получения изображения: ребенок мочит лист бумаги водой. Можно это сделать ладошкой, губкой или намочить лист в ванночке. После этого ребенок по сырому пишет фон, используя больше различных цветов. Изображает с помощью красок различные предметы.
КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Недостающие детали дорисовываются.
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем
рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
ЗНАКОМАЯ ФОРМА - НОВЫЙ ОБРАЗ
Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).
Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ГРАТТАЖ (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
ТЫЧОК ЖЕСТКОЙ КИСТЬЮ
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ
Смешивание красок — это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трех основных цветов (красного, синего и желтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и черной - разные оттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводя темный цвет и тщательно промешивая краски между собой, и, только добившись нужного оттенка, можно начинать рисовать на бумаге.
РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.
МОНОТИПИЯ
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: дети складывают лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуют половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. В этой технике получается всего один отпечаток, второго сделать нельзя. Но этот один отпечаток бывает очень красивым и необычным.
ШАБЛОНОГРАФИЯ
Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Первоначально была создана предметно-развивающая среда, выставлялись различные иллюстрации, картины, автопортреты с изображением сказочных героев, животных, растений, рисунки, фото.
Подобран нетрадиционный материал для рисования: восковые мелки, ложечки, листья, печатки, цветная бумага, салфетки, карандаши, геометрические фигуры, трафареты, кисти, краски, гуашь, свечи, палочки для процарапывания, губки, зеркала.
Была составлена серия занятий, которая состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 3 занятия:
- 1 блок - рисование пальчиками «Ветка рябины»; смешивание цветов «Цветик-разноцветик»; цветной граттаж «Я в подводном мире».
- 2 блок - кляксография «Веселые кляксы»; тычок жесткой кистью «Я люблю колючее, я люблю пушистое»; черно белый граттаж «Мой портрет».
- 3 блок - монотипия «Морозный узор»; печать листьев «Осень на опушке краски разводила»; знакомая форма «Бабочки, которых я видел летом».
- 4 блок - обрывание бумаги «Паук в паутине»; рисование по мокрому листу «Волшебная страна - подводное царство»; шаблонография «Рисуем по шаблону».
В занятия были включены элементы игровой мотивации: Выставка для родителей «Подарок маме»; выставка рисунков в музыкальном зале для детей всего сада. Детям с нарушением речи предлагалась роль: русалок, водолазов, художников, волшебников.
Третьим этапом является повторная диагностика, которая позволяет выявить эффективность использования нетрадиционных изобразительных технологий в образовательной области «Художественное творчество» с целью развития художественного творчества старших дошкольников с нарушением речи. В данном случае отмечается положительная динамика в развитии художественного творчества в рамках образовательной области «Художественное творчество».
Анализируя особенности развития творчества у детей с нарушением речи, мы наблюдали не только более устойчивую динамику по всем критериям, но и заметные качественные изменения, которые выражались в особом восприятии цвета; передачи эмоциональности при помощи различных оттенков; яркости и необычности создаваемых образов; задействовании наибольшего пространственного положения; тщательном обдумывании композиционного замысла, а также в подборе изобразительных средств выразительности; наличие индивидуального ритма в отображении основного замысла.
Благодаря развитию зрительно-пространственного гнозиса, дошкольники с нарушением речи стали более точно отражать форму предмета, соблюдать правильное их пространственное расположение и симметричность в изображении. У них развилось умение создавать двуфризовую композицию, появилось единство в изображении предметов, а также композиционный замысел. Создание новых образов осуществлялось не только за счет своеобразных форм, но и всей гаммы цветов.
Движения мелкой моторики стали более точными, координированными. Дети научились свободно ориентироваться в пространстве листа, правильно переносить графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Следует также отметить, что нетрадиционная техника изображения способствовала не только развитию речи и творчества, но и повлияла на развитие личности ребенка в целом. Увеличилась работоспособность с заметной концентрацией внимания, появились первые попытки самостоятельно контролировать результаты собственной работы, уменьшились возбудимость, раздражительность, общая заторможенность, исчезли замкнутость и обидчивость, появилась повышенная потребность в общении. Дети стали более эмоционально отзывчивыми, появилось стремление прийти на помощь товарищу без напоминания со стороны взрослого.