Получи документы

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи»

алёна корнейчук
Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Развиваем связную речь через театрализацию.

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Публикация «Консультация „Театрализованная деятельность как средство развития связной речи“» размещена в разделах

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Большую роль в становлении сознания, познании окружающего мира, успешности обучения в школе и развитии личности в целом играет развитие связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер, телевидение и эта тенденция постоянно растет. Поэтому увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной темой в нашем обществе. Однако, в литературе по данной проблеме практически не освещены вопросы использования нетрадиционных форм и приемов работы, например, таких как театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Особенность театрального искусства заключается в том, что, представляя чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает достоинствами личного опыта, непосредственностью, наглядностью, конкретностью. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов невербального общения (мимика, жест, поза, интонация).

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

В театрализованной игре дети лучше усваивают не только содержание произведения, но и логику событий, их последовательность и причинную обусловленность, что способствует развитию мышления. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй, развивается диалогическая речь, закрепляется грамматический строй и автоматизируются навыки правильного использования грамматических средств. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В группах компенсирующего назначения для детей с общим недоразвитием речи театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс. Театрализованные игры являются эффективным средством развития диалогической и монологической речи. При систематическом использовании игр-драматизаций у детей становится богаче словарь; дети меньше допускают грамматических ошибок; дети могут самостоятельно по плану более подробно и интересно описывать действия и состояние персонажей; с удовольствием читать любимые стихи и сказки, используя разнообразные выразительные средства.

Театрализованные игры помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитывать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности: экспрессивно - мимические (взгляд, улыбка, мимика, интонационный вокализации, движения тела, предметно – действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

На первоначальном этапе введения в театрализованную деятельность, для обучения детей средствам речевой выразительности можно использовать интонационные упражнения. Например, произнести с разной интонацией слова: «возьми», «принеси», «помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно).

Вначале разыгрывать небольшие сценки, например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя.

Первые постановки - это хорошо известные сказки «Колобок» и «Теремок». В этих постановках дети учатся различать и передавать интонации, характеры сказочных героев. В ходе работы основной акцент необходимо делать на формировании у дошкольников умения сопереживать, сочувствовать.

Не все дети умеют выразительно и артистично передавать особенности предложенных образов. Поэтому нужны упражнения на развитие эмоции детей, например: развитие у детей выразительности в процессе выполнения этюдов на воспроизведение настроения и отдельных черт характера, сопоставление разных эмоций, этюды на выразительность жеста. Работая с этюдами, дети учатся понимать чувства других людей. Детям нравится играть в сказки, потому что для них сказка- это, прежде всего, игра, зрелищность, возможность реализовать свой скрытый потенциал, преодолеть собственные недостатки. Но для того, чтобы игровая деятельность принесла настоящее удовольствие от реализации, взятой на себя роли, дети должны научиться жить в образе, перевоплощаться. Исполнение этюдов помогает развитию общения друг с другом.

Работа по постановке сказки:

1) знакомство со сказкой - традиционное повествование и музыкальный, или видео вариант. Выразительное чтение, обсуждение сюжета и действий персонажей. Интонационное проговаривание реплик.

2) разучивание ролей (текста). Учим со всеми детьми. Каждый образ предполагает и произнесение реплики с разной интонацией, присущей только ему. Меняется поведение персонажей в зависимости от той ситуации, в которой они оказываются, проявляются другие черты их характера. При неоднократном повторении текста с разной интонацией происходит быстрое произвольное запоминание. Сказки, построенные на повторяющемся диалоге главного героя с другими персонажами, обыгрывание этого сюжета способствуют развитию умения задавать вопросы, отвечать на них, то есть формирует диалогическую речь. За-ученный диалог или монолог отрабатывается индивидуально или в паре.

3) постановка сказки, выступление перед зрителями.

Таким образом, активное внедрение театрализованной деятельности в практику дошкольных образовательных учреждений является одним из инструментов достижения целей и задач развития, обучения и воспитания дошкольников. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, монологическую и диалогическую речь, вступают в контакты с детьми других групп, что помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Губанова Н. Ф., Театрализованная деятельность дошкольников. Москва «Вако», 2011

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). Спб. : СОЮЗ, 1999.160 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

Публикации по теме:

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 с. Перелюб» Перелюбского муниципального района Саратовской.

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольниковМнемотехника как средство развития связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника» ФИО Олейникова Алла Ивановна Тема:«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»Младший дошкольный.

Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Чтобы интересно, эмоционально.

Театрализованная деятельность как средство развития детей. «Театр - волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир» С. М. Мерзлякова Театр- это и вправду волшебный мир,.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Ныне резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать,.

Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников. В жизнь современных детей рано и прочно входят аудиовизуальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи»
Опубликовано: 15 января 2016 в 23:32
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи»» (включая файлы) размещена пользователем алёна корнейчук (УИ 143632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД