Иркя Залалетдинова
Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников.
В жизнь современных детей рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (телевизор, компьютер, мультфильмы, они преподносят готовые образцы в отличие от тех, которые складываются на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книг. Именно это или тормозит, или искажает эмоциональное развитие дошкольников, как считают современные исследователи. Особенно важно эмоциональное развитие детей подготовительной к школе группы, поскольку подготовить ребенка к обучению – означает не только обеспечить соответствующий уровень умственного и волевого развития, но и развить его чувства.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Многие ученые, исследователи, психиатры, физиологи, изучавшие природу эмоций, так и не пришли к единому мнению о терминологии, о роли эмоций в психическом развитии. Ряд известных ученых, например таких, как В. Вундт и Н. Я. Грот, считали, что все события, воспринимаемые человеком, являются эмоциональными, так как индивид во всем происходящем с ним находит для себя хотя бы оттенок приятного или неприятного, интересного или неожиданного [5]. Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова определяют термин «эмоции» как обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности. Что касается детей дошкольного возраста, их чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. А с эмоциональным развитием их чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. В то же время дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, что является наиболее важным при подготовке ребенка к школе. Он начинает различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, через мимику, пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния [1].
Одной из задач проводимого нами исследования являлось выявление уровней эмоционального развития старших дошкольников. По методике «Эмоциональная пиктограмма» (Е. И. Изотовой) было опрошено 22 ребенка 5-7 лет, в результате чего были выявлены особенности эмоционального развития и представления детей об эмоциях. Каждое из десяти слов, обозначающих эмоции (радость, страх, грусть, злость, обида, удивление, любовь, зависть и ревность) детям предлагалось изобразить на бумаге.
И на основе изображений и вербальных описаний определенных эмоциональных реакций, и отношений к ним, нами интерпретировались детские представления: 50% детей обладают низким уровнем кодирования и вербализации эмоциональных модальностей, средним уровнем обладают 45,5% детей, и высоким уровнем – всего один ребенок, что составляет 4,5%.
Как видим, налицо необходимость эмоционального развития детей группы. Эмоциональному развитию способствуют все виды деятельность ребенка (Г. А. Урунтаева, П. В. Симонов, К. В. Анохин, именно это и стало отправной точкой в последующей экспериментальной работе с детьми, особое место в которой было уделено театрализованной деятельности. Именно театр, по нашему мнению, играет огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка. «Театр – это и есть собственно эмоция», писал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов [3]. С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют творческий потенциал. По утверждению К. С. Станиславского, театр является лучшим средством для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней сою роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, понимать чувства, настроение других.
Мы представляем, что театрализованная деятельность должна занимать центральное место в педагогической работе, и быть направленной на эмоциональной развитие детей. Именно это, на наш взгляд, поможет подготовить детей к усвоению новых требований и правил в школе, вхождению в коллектив сверстников, коррекции личностных черт дошкольника.
На основе всего вышесказанного была разработана модель работы с детьми, направленную на эмоциональное развитие дошкольников подготовительной группы. В ней выделены четыре направления работы: работа с детьми, с родителями, с музыкальным руководителем, по развитию предметной среды. Все направления взаимосвязаны и преследуют цель: эмоциональное развитие детей. В работе с детьми предусматривается использование разнообразных видов театра и разнообразные формы работы, такие как, беседы, этюды, фотовыставки, экскурсии, игры-драматизации, дидактические игры, театральные постановки. В работе с родителями обозначены такие основные формы сотрудничества, как: родительские собрания, индивидуальные поручения, консультации. В работе с музыкальным руководителем – совместное проектирование развлечений и праздников, подбор музыкальных композиций и репертуара.
На данный момент работа продолжается. Предстоит интерпретировать полученные результаты и сравнить их с первоначальными.
Список использованной литературы:
1. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288с.
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. :ТЦ «Сфера», 2001. 121с.
3. Эмоциональное развитие дошкольников. / Под ред. О. А. Шаграевой. М. : Издательский центр «Академия», 2003.176с.