Ольга Румянцева
Социально-коммуникативное воспитание и развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – коммуникативное воспитание и развитие имеет огромное значение в системе целостного развития дошкольника.
Это обусловлено его влиянием на становление личности, культуру общения, поведения, деятельности, тесно связано со всеми другими направлениями развития.
Публикация «Социально-коммуникативное воспитание и развитие дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально – коммуникативное воспитание и развитие заключается в развитии способности ребенка ориентироваться в социальном окружении, осознавая свою ценность свою и других людей.
Проявлять отношение к миру в соответствии с нормами, правилами, принятыми в обществе.
Важнейшим периодом развития является дошкольный возраст.
Детский сад предоставляет большие возможности для социально – нравственного развития и воспитания :
1. условия группового сосуществования и совместного проживания, ребенок вынужден действовать по принятым правилам (убирать игрушки, обращаться ко взрослым).
2. своевременная и квалифицированная помощь специалиста.
Под руководством педагога, в условиях группового взаимодействия, дети осваивают нормы морали и способы адекватного поведения.
Естественная потребность ребенка играть и общаться побуждает его к освоению этических норм.
Социально – нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным нормам человечества и общества.
Результатом социально – нравственного воспитания является закрепление и в поведении дошкольника определенного набора нравственных качеств: гуманность, культура поведения, трудолюбие, отзывчивость.
Воспитание тесно связано с процессом социально- нравственного развития.
Нравственное развитие – результат воспитания, уровень нравственной воспитанности и процесс усвоения нравственных ценностей.
Нравственное развитие происходит в период всей жизни.
Любое нравственное качество формируется по определенному пути (механизму) нравственного воспитания :
1. необходимы знания и представления о сущности нравственных качеств, необходимости овладения ими.
2. у ребенка должно появиться желание овладеть этими качествами, т. е. мотив.
3. появляется практическая реализация полученных знаний и отношений.
Нравственные = знания + отношения
качества представления чувства
+ поступки
поведение
У дошкольника все эти компоненты находятся в стадии формирования.
Система социально нравственного воспитания
Цель – воспитание и развитие нравственных
качеств.
Задачи.
1. по механизму: воспитывать отношение, дать знания, формировать нравственно ценные поступки.
Эти задачи постоянны и неизменны.
2. формирование моральных ценностей:
• воспитание культуры поведения, общения, речи.
• воспитывать доброжелательное, гуманное отношение к природе.
• доброжелательное отношение друг к другу.
Группа задач не постоянны, изменяются в зависимости от потребности общества.
Задачи решаются в комплексе.
Принципы нравственного воспитания.
1. целенаправленности: понимание цели.
2. общественный характер воспитания.
3. связь воспитания с жизнью.
4. воспитание в коллективе.
5. требовательность в сочетании с уважением.
6. личностный подход к воспитанию (индивидуальные, возрастные, гендерные особенности).
7. связь воспитания в образовательной организации и семье.
8. единство и целостность воспитания.
Содержание.
Содержание определено в основной образовательной программе.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (п. 2.6. ФГОС).
Средства нравственного воспитания
1. собственная деятельность детей (игровая, трудовая).
2. окружающий микроклимат.
3. природа: гуманность.
4. художественые средства (художественная литература, изобразительные средства, музыка, народный фольклор, кино, театр).
Средства используются как отдельно, так и в комплексе.
Средства эффективны в сочетании с адекватными методами.
Методы.
1)формирование нравственного сознания (знания и представления,дать знания, сформировать из сознания:
убеждение, объяснение, разъяснение, внушение, этическая беседа, этический рассказ, чтение художественной литературы.
2) формирование нравственного поведения:
упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование (в прямой и косвенной форме,проблемная воспитывающая ситуация.
3) стимулирование нравственных чувств и отношений:
поощрение, наказание (пример другого человека, литературного персонажа).
Формы организации.
1. формы организации детей и взрослых (с участием взрослых)
экскурсии, конкурсы, праздники, досуги, игры с участием взрослых, занятие.
2. формы организации самостоятельной
деятельности детей в условиях среды:
игра, поручение, дежурство, упражнение, художественная деятельность.