Наталья Максименко
Консультация «Роль театрально-танцевального костюма в формировании социально-нравственных качеств личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное обеспечение:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой Т. С. М. Мозаика - Синтез 2010
2. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Под редакцией Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной. от 2005 г.
Парциальные программы
3. «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры» О. Л. Князевой издательство Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005 год;
Публикация «Консультация „Роль театрально-танцевального костюма в формировании социально-нравственных качеств личности дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
4. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Карапуз- дидактика \ творческий центр СФЕРА \ Москва 2007\
5. О. П. Радынова «Музыкальные шедевры». М. «Гном- Пресс».1999.
6. Технология «Основы безопасности детей» под редакцией Н. Н. Авдеевой СПб;
7. «Театрализованные занятия в детском саду». Под редакцией М. Д. Маханевой.
Предметно развивающая среда ДОУ соответствует требованиям ФГОС: музыкальный зал, спортивный зал, изостудия, кабинет психолога, логопеда,
медицинский блок, картинная галерея, зимний сад, цветники, огород, экологическая тропа,
музей хлеба и
«Бабочки мира», постоянно развивается и совершенствуется предметно – развивающая среда групп и прогулочных площадок.
В ДОУ ведется кружковая работа: «Бисероплетение» и «Квилинг», «Студия спортивного танца», ведется совместная работа с женским клубом ТОС «Правые Чемы». ДОУ успешно сотрудничает с НИПК иПРО, ГЦРО, НГПУ, НПУ №1 им. Макаренко, средние школы № 121, библиотека им. Зощенко, Центр психологического консультирования «Радуга»,.
Коллектив ДОУ является постоянным участником различных мероприятий района и города, постоянный участник Сибирской ярмарки, фестиваля детского творчества «Алло, Мы ищем таланты!», дважды наши конкурсантки занимали первые места в профессиональном конкурсе «Воспитатель года» (2006, и 2010 год, Лауреат конкурса «Патриот России в 2010 году», с 2008 года принимаем участие в мероприятиях района совместно с ТОС «Правые Чемы» и женским вокальным коллективом «Славяне» : «День защиты детей», «9 мая», «Масленица» и т. д. участник Сибирской ярмарки конкурс социально значимых проектов «Мир в котором я живу».
А теперь разрешите представить опыт работы нашего коллектива по проблеме «Роль театрально-танцевального костюма в формировании социально-нравственных качеств личности дошкольника».
Всем известно- творческая деятельность не возникает на пустом месте, это продукт хорошо развитых эмоций и чувств. В нашей жизни очень много эмоций: мы радуемся, смеемся, переживаем или плачем. Конечно, всем бы хотелось, чтобы положительных эмоций в жизни каждого человека было больше, но – увы! – часто происходит совсем, наоборот. Только находясь на высоком эмоциональном подъеме, человек может творить. Эмоциональный фактор играет важную роль в развитии человека, а эмоциональное воспитание - не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.
Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (в последние годы также социального и экономического, рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека. (Р. Немов)
Поскольку ФГОС нацелены не столько на научение ребенка, сколько на его развитие, делается особый упор на индивидуальные особенности, следовательно мы обязаны использовать весь арсенал методов и премов для выполенние поставленных задач
Обратив внимание на уменьшение роли в развитии нравственного начала ребенка естественных факторов, природы, родителей, и все большее смещение в сторону информатизации, которая несет неуправляемые эмоции, получение некачественной нравственной, чаще агрессивной информации ребенком мы решили усилить работу именно над нравственно – эстетической составляющей личности ребенка. Интересен нам показался, метод театрализации, с его богатством приемов, средств выразительности, возможностей почувствовать себя другим человеком. На наш взгляд, позволить ребенку примерить на себя другую роль, порой даже противоположную, иногда просто необходимо. При необходимости корректировки поведенческих особенностей, чем чаще ребенок будет брать на себя ту или иную роль, тем глубже в нем будут укореняться ее характеристики. Поскольку примерить на себя другой образ становиться легче, если на тебе как другая кожа, одет костюм персонажа, мы решили сделать упор именно на использование внешней атрибутики: костюма, кукол, элементов костюмов. Конечно не забывая о других средствах. Интонационной выразительности, жестах, мимики. Но легче их освоить оказалось ребенку именно в костюме, с атрибутом в руках, с куклой на руке.
Отсюда можно сделать вывод, что зачастую эмоциональные переживания носят негативный характер, это может привести к тому, что у ребенка выработается пессимистический взгляд на жизнь, что очень мешает саморазвитию в будущем, вызывает целый ряд психосоматических заболеваний.
Основные задачи театрализованной деятельности в ДОУ следующие:
Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
Создание атмосферы творчества.
Развитие музыкальных способностей.
Социально-эмоциональное развитие.
В нашем ДОУ коллектив реализует поставленные задачи через игры драматизации, игры – спектакли. Начинается такая работа уже во второй младшей группе. Первую свою постановку воспитанники представляют на недели театра, проводимой традиционно с 22 по 27 марта.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
Игры - драматизации
Инсценирование потешек
Инсценирование небольших сказок
Инсценирование песен
Инсценироваание небольших литературных текстов
Творчество детей
Игры – спектакли
Драматический спектакль
Музыкально-драматический спектакль
Детская опера
Спектакль на хореографической основе
Спектакль ритмопластики
Пантомима
Мюзикл
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
Требования к театрализованной игре
Разнообразие тематики содержания.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Для того, что бы обеспечить максимальную активность детей необходимо реализовать целый комплекс мер от задумывания образа, до его реализации на сцене, часто такая работа не под силу одному воспитателю, поэтому к работе подключается целая творческая группа, особенно если речь идет о подготовке большого мероприятия. Работа ведется в три этапа. Первый – задумывание образа, подбор видеоряда, музыкального, информационного материала.
Второй этап осуществляется сразу по трем направлениям: роль, костюм, декорация.
Работа над ролью Работа над костюмом Работа над декорациями
Просмотр видеоматериала ребенком, знакомство с образом.
Текст, интонации, жесты Просмотр видеоматериала. Разработка лекал, макета, изготовление Разработка идеи, макета
Воспитатель Творческая группа Творческая группа
Третий этап осуществляется уже непосредственно руководителем проекта, который реализует окончательную, целостную постановку роли и всего спектакля.
Творческая группа и воспитатель осуществляют доработку, корректировку.
Нами уже было отмечено, почему мы сделали упор в педагогической работе на сценический костюм, так, что же в нем ценного?
Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.
Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли. Костюм отражает многообразие, с одной стороны, эстетических функций, с другой - богатство претворения действительности, что способствует развитию эмоциональной реакции ребенка
Кроме того, костюм также может подчеркивать роль артиста в танцевальном коллективе. Одинаковые костюмы танцоров говорят о равенстве их ролей в танце. На их фоне очень хорошо будет выделяться костюм солиста, привлекая к нему внимание зрителей. Однако, в коллективном танце все костюмы работают на общее действо, являясь важными средствами выражения сценического танца.
Индивидуальный костюм, напротив, подчеркивает роль каждого.
Наш коллектив использует в массовых танцах большое разнообразие костюмов (различных по форме, цвету,соединенных между собой лишь смысловой линией. Делается это для ого, что бы каждый ребенок чувствовал свою индивидуальность, принимая личную ответственность в общем, коллективном исполнении, и в то же время осознавал себя частью коллектива.
Что же самое главное в театральном, танцевальном костюме? Конечно яркость красок, общая эстетика, выразительность линий, удобство и конечно же нарочитая торжественность. Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека, с одной стороны, в уважении к коллективу, к традиции, а с другой - в своей личностной само ценности.
Таким образом, можно подвести итог: социально-нравственное воздействие костюма накладывает определенный отпечаток на жизнь воспитанника и ее восприятие, заставляя соотносить с образом костюма и себя, и свои поступки, и манеру поведения, формируя тем самым определённые стереотипы поведения и задатки будущей личности.