МААМ-картинки

Консультация: Система работы по развитию речи в логопедических группах

Малясова Елена Александровна
Консультация: Система работы по развитию речи в логопедических группах
▼ Скачать + Заказать документы

Опытным педагогам известно, что в группах для детей с ОНР, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.

Все это говорит о том, что занятия по развитию речи необходимо проводить по особой системе.

Перечислим отличительные особенности занятий по развитию ре для детей с ОНР.

1. Проведение занятий в рамках определенных лексических тем.

Публикация «Консультация: Система работы по развитию речи в логопедических группах» размещена в разделах

2. Изменение задач и содержания занятий.

3. Максимальное обеспечение занятий наглядным материалом (схемами, опорными сигналами, картинками - символами и др. наглядным материалом).

4. Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.

5. Использование определенной последовательности в видах высказывания.

Остановимся на них подробнее.

Занятия по развитию речи в течении одного месяца рекомендуется проводить в рамках двух-четырех лексических тем. К примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть темы наиболее близкие и доступные ребенку с нарушениями речи : "Части тела и лица", "Умывальные принадлежности", " Игрушки"; в декабре естественны темы: " Зима", " Новогодний праздник"; в мае: "Лес ", " Цветы", "Насекомые" и др.

Такая концентрация внимания на двух-трех темах позволяет:

-детально проработать каждую тему, то есть дать детям большое количество новых для них знаний и представлений;

-значительно пополнить их бедный словарный запас;

- сформировать обобщающие понятия;

-активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.

Каковы же задачи и содержание занятий в логопедических группах?

Первая (основная) задача: пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. Эту задачу можно реализовать не только на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и во время всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, прогулка).

Вторая задача: формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях, а так же контроль за грамматической правильностью речи.

Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед группы, а вот игры на закрепление изученных грамматических категорий можно включать второй частью в занятия воспитателя по развитию речи. Примеры таких игр: "Назови ласково", " Большой, маленький", " Один много", "Какой сок? Какой суп?" и тд. Игры необходимо подбирать с учетом лексических тем, изучаемых в этом месяце.

Третья задача: активизация фразовых высказываний. Составная часть большинства занятий по развитию речи - это ответы детей на поставленные вопросы. Поэтому необходимо четко продумывать каждый вопрос.

Четвертая задача: совершенствование связной речи в различных ее видах. Очевидно, что пока связная речь детей не сформируется в достаточной степени, на занятиях следует использовать только "простые", не требующих развернутых смысловых высказываний; виды работ : чтение сказок, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов.

Коллективное заучивание стихов на занятиях в логопедических группах целесообразно проводить, только тогда, когда большинство детей группы овладели правильным и четким произношением звуков. В противном случае, заучивание стихов с неправильно произносимыми звуками, может привести к стойкому закреплению дефектного произношения

Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия детей с ОНР, а так же свойственные им речевые трудности на занятиях необходимо максимальное использование различных видов наглядности. Сюда относятся: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, рисунки пр. так как наглядность является фактором облегчающим и направляющим процесс становления связной речи дошкольника. Однако кроме предметов, игрушек, картин, дети с ОНР нуждаются во вспомогательных наглядных средствах: схемах для составления рассказов, опорные картинки-сигналы, различные символы.

Уточнение и активизация значительно большего количества понятий и представлений связана с ограниченностью словарного запаса и знаний детей с ОНР. К примеру изучая тему "Дикие животные" с детьми массовых групп большинство понятий следует активизировать, а не уточнять, так как они знакомы дошкольникам уже в 4-5 лет. С детьми с ОНР, даже в 5-6 приходится уточнять, объяснять смысл слов: копыта, лапы,щетина, клыки, пятачок и пр.

В логопедических группах используется определенная последовательность во всех видах рассказывания, так как детям с ОНР доступны далеко не все виды рассказывания, используемые в массовых группах. Рассмотрим например, как в рамках одной лексической темы "Домашние животные" следует распределить материал в старшей группе, чтобы добиться большего обучающего эффекта.

В начале целесообразно рассмотреть несколько сюжетных картин с изображением на них домашних животных и их детенышей. Затем можно сравнить по картинкам, например свинью и собаку. Позднее можно провести пересказ коротких текстов. Далее детям будут уже доступны такие дидактические игры как: "Назови детеныша", "Кто чем питается?", " Кто какую пользу приносит?", " Кто где живет?.

После такой системы работы, детям не составит большого труда: отгадывание загадок и их самостоятельное составления с помощью логопеда и воспитателя. В конце дети смогут уже самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы о домашних животных, в которых отразятся все полученные знания и представления.

Таким образом, если в своей совместной работе логопед и воспитатели будут придерживаться этой системы в работе по развитию речи это поможет у детей с ОНР сформировать связную и грамматически правильную речь.

Литература:

1. Ткаченко Т. А. "Учим детей говорить правильно". М. ,"Издательство гном и Д", 2002г.

2. Ткаченко Т. А. "Дневник воспитателя логопедической группы". М., "Издательство гном и Д",2002г.

Публикации по теме:

Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности» «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ» Выполнила: Трощенкова Галина Викторовна Воспитатель.

Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном.

«Система работы по развитию звуковой и Интонационной культуры речи.» I. Моделирование системы деятельности педагога, направле -Многие современные дети к концу дошкольного периода и на начальном этапе школьного обучения не умеют свободно пользоваться устной речью.

Консультация «Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп» У детей логопедических групп, как правило, интеллект нормальный. Они критичны к своей речи,большинство из них имеют настойчивое стремление.

Консультация «Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте» Система работы по художественному творчеству в старшем дошкольном возрасте Особую роль в эстетическом воспитании играет изобразительная.

Мнемотехника на практике (опыт применения в логопедических группах) Мнемотехника – это специально разработанный ряд упражнений и способов, позволяющих ускорить запоминание, сформировать представление и отразить.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников» Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, его связности.

Консультация «Система работы дошкольного учреждения по правовому воспитанию дошкольников» Дошкольное учебное заведение защитник прав и интересов ребёнка. Цель человечества в 21 столетии – достижение взаимопонимания, терпимости,.

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие тонких движений, или, как их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация: Система работы по развитию речи в логопедических группах
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 19:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация: Система работы по развитию речи в логопедических группах» (включая файлы) размещена пользователем Малясова Елена Александровна (УИ 69941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД