Лучший педагог года

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР

Лилия Карпова
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие тонких движений, или, как их еще называют, тонкой моторики. Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. к. у него недостаточно развита ручная умелость.

Публикация «Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР» размещена в разделах

Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций скажутся при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.

Начала я работу с того что, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя «Пальчиковый игротренинг». Сюда вошло:

• Массаж пальцев и кистей рук.

• Пальчиковая гимнастика.

• Пальчиковые игры со стихами.

• Пальчиковые игры с предметами (с карандашами, мячиками, грецкими орехами, счетными палочками и др.).

• Физкультминутки.

• Пальчиковый алфавит.

• Пальчиковый театр.

В своей работе я использую комплекс мер (занятия, игры-упражнения, способствующих развитию рук и ручной умелости:

• запускать пальцами мелкие волчки;

• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

• нанизывать пуговицы, бусинки на тонкую проволоку;

«щелчки» – каждым пальцем по бусам, закрепленным на ширме;

• наматывать тонкую проволоку на катушку, на палец (колечко или спираль);

• завязывать узлы на веревке, шнуровать ботинок;

• застегивать пуговицы, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки;

• закручивать шурупы, гайки;

• игры с использованием клавишных и кнопочных выключателей, телефонных дисков, прищепок, пипеток;

• сортировка семян гороха, фасоли, бобов;

• игры со счетными палочками;

развивающие игры (с использованием конструктора, мозаики, кубиков, пирамидок, пазлов и т. д.);

• игры «Поймай рыбку», «Барабанщик», «Играем на балалайке»;

• лепка;

работа с бумагой : аппликация, конструирование из бумаги, плетение;

• раскрашивание картинок в книжках;

• перевод картинок;

• рисование по трафаретам;

• рисование по фигурным линейкам;

• штриховка;

работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

работа в занимательных прописях для дошкольников.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труд – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Аппликация обрыванием (от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию, плетение из бумажных полос так же способствует развитию мелкой моторики.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелками, фломастерами) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – это книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Любят дети копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.

В физкультурные занятия необходимо включать физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающих силу кисти, а также развивающие у детей координацию движений (прыжки, броски, ловля, метание в цель, лазание по канату, пространственные представления (игры с перемещением, эстафеты на расстановку предметов, упражнения на развитие глазомера, чувство ритма (ритмическая гимнастика, прыжки через скакалку) и «ручную умелость» (упражнения для пальчиков, эстафеты с мелкими предметами) для подготовки их к овладению графикой письма.

Занятия по развитию мелкой моторики можно начинать с самомассажа с использованием «разноцветных прищепок», «мячей-ежиков», «пальчикового бассейна». При самомассаже использую упражнения с грецкими орехами и перекатывание шестигранных карандашей, оказывающих оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Начинается и заканчивается самомассаж расслаблением кистей рук – поглаживанием.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Использую на занятиях зрительные диктанты, дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая из цветных палочек геометрические фигуры или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередую со слуховыми, цель которых развитие внимания к речи воспитателя.

Особое место занимает штриховка, рисование по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандаша. Штриховка способствует подготовке руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки); развитию глазомера.

Большая роль принадлежит графическим упражнениям – специальным тренировочным занятиям, применяемым для развития манипулятивной деятельности рук. Такие упражнения не только способствуют формированию двигательных навыков, точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями, но и оказывают лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, автоматизации того или иного рисовального движения.

Принципы, положенные в основу формирования графомоторных движений, следующие: этапность, постепенное усложнение от простого к сложному, отработка линий до автоматизма.

Для подготовительных графических упражнений первоначально используем нелинованную бумагу. Прежде всего, отрабатываются движения руки, имеющие широкий размах. Работу по подготовке руки к письму начинаем в старшей группе, используя пособие Г. А. Боричевой и А. В. Сазоновой «Узоры для развития тонкой моторики дошкольников». С помощью этого альбома дети учились проводить линии, не отрывая руки. Здесь важно не торопить ребенка, поощряя любой его успех.

Также использовала в работе с детьми пособие «Развиваем графические навыки малыша». Цель работы с пособием :

• учить детей проводить линии в различных направлениях по пунктирам, а потом самостоятельно;

• учить обводить картинки по точкам;

• обводить фигурки по линиям, не отрывая карандаш от бумаги;

• заштриховать фигурки;

• дорисовать картинки так, чтобы все они стали одинаковыми;

• раскрашивать картинки.

Познакомив детей с тетрадью в крупную клетку, учила ориентировке по клеткам (нахождение середины клетки, правого верхнего угла и т. д., обводить клеточку, соединять углы клетки по диагонали, размещать внутри ее круг, зарисовывать различные геометрические фигуры и т. д. Использовала рисование различных узоров, бордюров по клеточкам («нарисуй такую же картинку»). Параллельно дети учились печатать цифры и буквы.

Систематическое выполнение разнообразных заданий на нелинованной бумаге, штриховка, рисование по клеточкам позволяет детям перейти к письму в ученической тетради.

Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.

Публикации по теме:

Кружок «Мастерилка». «Рождественский ангел»Кружок «Мастерилка». «Рождественский ангел» В своем детском саду "СОЛНЫШКО" я провожу с детьми кружок "МАСТЕРИЛКА". АКТУАЛЬНОСТЬ создания кружка обусловлена желанием дать детям возможность.

Мастер-класс для родителей: «Лоскутные куколки (куклы-обереги)»Мастер-класс для родителей: «Лоскутные куколки (куклы-обереги)» Цель:Участие родителей в практикумах,мастер-классах,заинтересовать и вовлечь родителей в процесс сотворчества и сотрудничества с детским.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР
Опубликовано: 8 марта 2015 в 14:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Карпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД