Галина Трощенкова
«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
▼ Скачать + Заказать документы
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»
Выполнила:
Трощенкова Галина Викторовна
Воспитатель МДОУ №392
Самара, 2014г.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях профессиональной деятельности
Публикация «„Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Качественно новое социальное требование к системе образования в целом предполагают, что развивающему обществу нужны образованные и нравственные люди. Современная личность формируется далеко не во взрослой жизни. Как известно фундамент мировоззрение, характер, привычки закладываются у человека в раннем возрасте и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов. Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.
СЛОВАРЬ:
• Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова)
• Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.)
• Система - порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. (Толковый словарь Ушакова)
• Активность личности - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Словарь практического психолога. — М. : АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.)
В развитии воображения значимые показатели это использование нового опыта и наличие внутренний особой позиции, которая позволяет не приспосабливаться к ситуации,а подчинять ее себе. Воображение с уровнем мышления и умственным развитием, творческая активность ребенка характеризуется в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, составляющую основу творческой деятельности.
Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности, которое включает в себя творчество и воображение. Через многообразие детских игр авторы образовательных программ, педагоги, психологи рекомендуют воспитывать, развивать и обучать ребенка- дошкольника, а также его познавательный процесс, воображение и творческую активность, фантазию и воображение.
Творческие способности ребенка также развиваются в придумывание сказок, он может фантазировать в слух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Необходимо чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх :
Во – первых, необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностым детской субкультуры.
Во – вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строится с учетом нарастания самостоятельности творчества ребенка.
В – третьих, предметно- игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
Известный исследователь детских игр Е. О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольника сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это самая детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха(«Декларация прав ребенка на игру»).
В этом случаи можно говорить о недостатках
В результатах В основном процессе В условиях профессиональной деятельности
Недостаточность в развитие творческих способностей Недостаточное владение навыками, взаимоотношениями друг с другом Недостаточно методически и материально - техническое оснащение для реализации творческой деятельности не обеспечивает предпосылок для развития у детей творческой активности
Принятие роли в сюжетно ролевой игре Планирование индивидуальных и групповых форм работы по творческой активности Педагоги не умеют грамотно организовать познавательный процесс, с целью развития воображения и творческой активности ребенка
Интерес к познанию, самостоятельность использовать знания, умения и навыки в творческой игре Отсутствие новых форм и методов развития дошкольников в соответствии с ФГОС
Уровень творческого воображения в игре
Неумение находить решения в вопросах поискового характера
Анализируя все выше сказанное можно сформулировать противоречия:
Нынешний ребенок должен обладать развитым воображением, проявлять интерес к познанию окружающей действительности, уметь находить решение в вопросах поиска, проявлять инициативу во взаимодействии в другими в качестве партнера, но зачастую на практике формируется противоположный результат.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Профессиональная проблема заключается в плохо организованном процессе обучения, следует усовершенствовать систему работы по реализации данного вопроса, в применении традиционных методов обучения, инновационных технология, а самое главное информационных знаний педагога и заинтересованности со стороны родителей.
Cледует решать все проблемы одновременно и вместе, отдельное решение не приносит результатов.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом, темой Пример в правлении
• Владеет разными формами и видами игры
• Умеет подчиняться разным правилам и нормам
• Умеет различать условную и реальную ситуацию, в том числе игровую и учебную • Ребенок обладает развитым воображением
• Сочиняет, умеет делать самостоятельно или по схеме
• Формируется положительное отношение к игре
• Хорошо понимает усную речь и может выражать свои мысли и желание • Использует предметы заместители
• Активно участвует в театральной деятельности
• Использует русско –народные сказки в театрализованной игре
• Совмещает свои действия с действиями партнера
• Словесное обозначение действий
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для успешного развития воображения и творчества в системе работы, усовершенствования помогут сочетание традиционных и нетрадиционных средств развития творчества и подбора методики.
Показатель наблюдения Критерии наблюдения Проявление в поведении и деятельности
Наблюдение за игрой сюжетно – ролевой и театрализованой Ребенок обладает развитым воображением который реализуется в разных видах деятельности.
Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству. Интенсивно развивается в игре. Ребенок овладевает разными формами и видами игры. Умеет подчинятся разным правилам и нормам, различать условия и реальную ситуацию в разных видах деятельности. Самостоятельно отбирает или придумывает разные сюжеты игр и роли
Предерживается в процессе игры намеченного замысла
Находит новую трактовку роли и исполняет ее
Проявляет себя терпимым, доброжелательным партнером
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев.
Методики предназначены для детей 4-6 лет.
• Методика «Дощечка»
Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании.
• Методика» Солнце в комнате»
Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации.
• Методика «Складная картинка»
Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части.
• Методика «Как спасти зайку»
Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Автор — Мария Даниленко.
Модели составления сказок
• Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию.
• «Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.
• Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.
• Диагностика развития сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте
Тест 1.
Взятие ребенком на себя роли
Цель: изучение особенностей взятие ребенком на себя роли
Тест 2
Влияние сюжета и роли на подчинения правил, содержащимися в игре (по Эльконинку)
Цель: изучение влияние сюжета и роли на подчинения правила игры
Тест 3
Особенности сюжетно – ролевой игры (по Эльконину)
Цель: изучение особенностей сюжетно – ролевой игры
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов в дошкольном образовании необходимо произвести изменения:
Кадровые:
• Педагогам ДОУ пройти курсы повышения квалификациипо теме»Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»
• Принять участие педагогам по данной теме, накопление и обмен опытом
• Взаимодействие в коллегами
Научно – методические:
• Разработать электронные дидактические пособия
• Изменить календарно- тематическое планирование
Материально – технические:
• Приобрести дидактические игры по изучаемым темам
Информационные:
• Оснастить группы интернет ресурсами
Нормативно – правовые:
• Международные документы
1. Декларация прав ребенка Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
3. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей
• СанПиН от 15 мая 2013 год
Организационные:
• Осуществить в группе деление разнообразного пространства на три и более функциональные зоны (театральная, игровая,изобразительная)
Просветительская:
• Работа с родителями