Ольга Гусарова
Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Согласно ФГОС ДО речевое развитие дошкольников включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Развитие звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в содержание понятия звуковой культуры речи включается не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость.
Публикация «Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Разделы методики развития речи, включают в себя содержание по звуковой и интонационной культуры, что обуславливает эффективность и, успешность речевого общения. Если, например, отдельные орфоэпические ошибки не могут снизить общую понятность речи, то ускорение ее темпа может существенно влиять на речевое общение. Точно так же значительно сниженная интонационная выразительность может затруднить восприятие, поскольку при этом снижается не просто выразительность, но и как бы стушевываются, стираются фразовые ударения, что не может не сказаться на понимании смысла воспринимаемой речи.
Воспитание звуковой и интонационной культуры речи включает в себя произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Особая роль в речевом развитии отводится игровой деятельности, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другим. Но, как показывает практика, существуют определенные недостатки, как в результатах и в основном процессе, так и в самих условиях профессиональной деятельности. Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст.
Дети недостаточно различают звуки, что является дефектом произношения звуков. В основном процессе: трудности в выборе и освоении новых программ и технологий. В профессиональной деятельности: развитие произносительной стороны речи не возможно без методических пособий, наглядно-дидактических игр, учебно-игровых пособий.
Замена одних звуков другими. В основном процессе: недостаточное использование всех возможных форм, методов и приёмов работы с детьми, с родителями. В профессиональной деятельности: недостаточная материально-техническая база сужает деятельность педагога.
Многие дети не владеют умениями выделять нужные звуки и раскладывать слова на звуки, находить слова с новым звуком, производить слияние звуков в слове. В основном процессе: отсутствие в системности в работе педагогов по звуковой культуре речи. Недостаточное использование педагогами современных технологий в процессе работы. В профессиональной деятельности: недостаточная квалификация воспитателей по речевому развитию.
Дети не различают разные интонации и не умеют пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания и эмоциональных средств его передачи. В основном процессе: не планируется деятельность воспитателя направленная на улучшение у детей монологической и диалогической речи. Не в полном объеме уделяется время для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей. В профессиональной деятельности: неподготовленность педагогических кадров к работе со средствами ИКТ, мультимидийными средствам.
Таким образом, возникает противоречия.
Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников предполагает быть результативной по освоению культуры норм родного языка, однако недостаточное использование разных форм, методов и приемов не предполагает успешного развития звуковой и интонационной культуры речи.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. Необходимо разработать систему работы с детьми и их родителями с использованием новых интерактивных технологий.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
Целевые ориентиры (по ФГОС) : Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих чувств, мыслей и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Конкретизация с возрастом и темой работы :
- Формирование звуковой культуры речи
- Формирование интонационной культуры речи
Пример проявления в действиях и в речи ребенка :
- Ребенок правильно, отчетливо произносит звуки;
различает на слух и отчетливо произносит сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки;
определяет место звука в слове.
- Ребенок выразительно рассказывает стихи, передает особенности речи персонажей в театрализованной деятельности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
Для успешной реализации системы работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников необходимо провести изменения в самом образовательном процессе, а в частности его содержании, средствах обучения и воспитания, а также в системе контроля.
Поставленные задачи реализуются через непосредственно-образовательную деятельность, свободную игровую деятельность и специальные познавательные игры, игры-занятия, развлечения, викторины. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия.
Условиями для выполнения задач по развитию звуковой культуры речи являются :
- выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей;
- наличие полноценной окружающей речевой среды.
В системе работы по развитию звуковой культуры речи используются следующие методы и приемы:
- дидактические игры,
- подвижные или хороводные игры с текстом,
- дидактические рассказы с включением учебных заданий детям
- метод упражнений
Для организации работы по развитию звуковой культуры речи в группах создаются и эффективно используются мультимедийные дидактические пособия,а также речевые уголки, где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы, среди которых:
•альбомы на разные звуки;
•предметные картинки;
•карточки с артикуляционными и дыхательными упражнениями;
•атрибуты для формирования правильной воздушной струи;
•картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов, пальчиковых гимнастик.
Информационные компьютерные технологии являются эффективным средством в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Применение мультимедийных технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. ИТК хорошо используются в индивидуальной работе, а также подгрупповых и групповых занятиях. Непосредственное участие родителей в НОД. Консультации для родителей использование мультимидийных игр в дома, консультации, родительские собрания. В процессе контроля рекомендуется использовать диагностические методики.
Показатель: Ребенок правильно, отчетливо произносит звуки, дифференцирует сходные по звучанию и артикуляции звуки, определяет место звука в слове.
Автор: Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
Цель: Выявление недостатков звукопроизношения и дифференциации звуков.
Показатель: Ребенок использует средства интонационной выразительности.
Автор: Лазаренко О. И. «Диагностика выразительных средств речи дошкольников»
Цель: Выявление уровня сформированности интонационной выразительности речи дошкольников
5 .Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов. Для достижения новых образовательных результатов необходимы изменения в условиях образовательного процесса.
1. Кадровые:
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновление не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важных условий улучшения качества дошкольного образования.
- курсы повышения квалификации педагогов по программе внедрения ФГОС в ДОУ;
- методические объединения по теме: «Формирование у детей звуковой и интонационной культуры речи»;
- овладение педагогами новыми информационно-коммуникативными технологиями;
- участие в различных городских, муниципальных, региональных конференциях.
- в форме проведения педсоветов по развитию звуковой и интонационной культуры речи у дошкольников
-привлечение специалистов музыкального руководителя, педагог – психолог, учитель- логопед.
2. Научно-методические:
- методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
- применение методических пособий для детей по направлению «Звуковая культура речи»;
- использование интерактивно-дидактических материалов
3. Материально-технические:
- приобретение компьютеров, программного обеспечения;
- приобретение методических комплектов.
- приобретение литературы по данной теме.
интерактивно-дидактических материалов
4. Информационные:
- доступ к образовательному процессу ДОУ и к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
- информирование родителей о ходе и результатах ведения в ФГОС в ДОУ на общих собраниях;
- создание тематических, мультимедийных пособий.
- участие в семинарах, вебинарах по теме развитие звуковой и интонационной культуры речи
-самообразование педагогов по речевому развитию дошкольников через информации из журналов Дошкольного воспитания
5. Организационные:
- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности работы по формированию звуковой культуры речи.
-взаимодействие со всеми специалистами ДОО
-сотрудничество с детской библиотекой, театральным кружком
6 Нормативно – правовые
-конвенция ООН в правах ребенка
-конституция РФ
- законодательство РФ
-ФГОС ДО утвержденный приказом министерства образования и науки Р Ф от 17 октября 2012 г №1155
-заключение договора с детской библиотекой
- приказ по ДОО положения о конкурсах