Фаина Курашева
Мнемотехника на практике (опыт применения в логопедических группах)
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – это специально разработанный ряд упражнений и способов, позволяющих ускорить запоминание, сформировать представление и отразить полученные знания в речи.
Запоминание делится на механическое и осмысленное. В основе памяти лежат ассоциации. Запоминание зависит от свойств личности, его интересов и склонностей. Память так же зависит от имеющихся у человека знаний, поэтому хорошо осмысленный материал запоминается лучше.
Виды памяти:
• двигательная
• словесная (смысловая)
• эмоциональная
• образная, или память на представления
Публикация «Мнемотехника на практике (опыт применения в логопедических группах)» размещена в разделах
Индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Качество памяти человека характеризуется скоростью запоминания, прочностью сохранения и легкостью воспроизведения.
Примеры качественных уровней памяти:
• наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием
• медленное запоминание сочетается с медленным забыванием
• быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием
• наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием с быстрым забыванием
Врожденные особенности высшей нервной системы, а так же особенности развивающиеся в процессе деятельности человека определяют его тип памяти:
• зрительный тип памяти
• двигательный тип памяти
Чистые типы памяти чрезвычайно редки, как правило распространены промежуточные типы: зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой. Именно на этом основываются методы мнемотехники, в основе которых лежит:
1) выделение существенных признаков (форма, величина и т. д.)
2) закрепление их в речи
3) повторение их с опорой на наглядность
Каждый признак может быть выделен в виде условного схематического изображения- образа.
Работа со схемами ведется постепенно и постоянно. Особое внимание в своей работе я уделяю развитию речи, т. к. к нам приходят дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Работа идет в тесном контакте с работой логопеда. При знакомстве детей с гласными звуками мы даем определение гласного звука в виде красного кружка, затем присоединяется синий кружок, обозначающий согласный звук, зеленый, обозначающий мягкий согласный звук и т. д.
В работе с предложениями мы переходим от проговаривания слов к записи предложений в виде схемы.
Пример :
• слово «Зима» - 1 черточка
• словосочетание «Пришла Зима» -2 черточки и т. д.
Особую трудность у детей вызывают рассказ о предмете, рассказ по картинке, рассказ по серии картин, сравнение предметов. У детей с недоразвитием речи, как правило, идет недоразвитие внимания, поэтому они не всегда способны выделить существенный признак предмета. Поэтому, для облегчения восприятия я ввожу в обиход схемы постепенно, по одному схематичному определению признака (форма, величина, цвет) и не меняю их в дальнейшем (механическое запоминание), а только дополняю. Это уместно в рассматривании предметов, в сравнении предметов.
Полученные знания закрепляются в речи, а так как в первом полугодии дети нашей группы еще не освоили звуки, то ответы их краткие. Схемы помогают им выделить существенный признак при классификации предметов (например : овощи- фрукты, одежда-обувь, съедобное-не съедобное и т. д.).
Во второй половине года схемы помогают составлять рассказ по картинке, придумывать рассказ представленной схеме.
Схемы помогают и при решении самим ребенком исследовательских задач. Определение необходимых условий для решения поставленной задачи, последовательность действий, умение правильно оценить полученный результат, а также отражение всего этого в речи ребенка. Пример : выращивание гороха, выращивание кресс-салата, выращивание лука.
Сам ребенок должен составить план работы по изготовлению поделки. Пример : изготовление «снеговика» из ваты- скатать 3 шарика, соединить их между собой, изготовить «ручки» и т. д.
Схемы помогают детям в математике – выделить качество предмета, форму, цвет, величину, их количество, их последовательность (по порядке возрастания-убывания их величины, расположение в пространстве. По схеме: условие- вопрос- решение- ответ (с помощью рук, ребенок работает при самостоятельном составлении математических задач.
Схемы помогают решению исследовательских заданий. Например : разделить предмет на 2 равные части, на 2 не равные части, на 4 равные части и т. д.
Полученные схемы позволяют детям увидеть настроение другого человеке, литературного героя и свое собственное, помогают сформировать стиль поведения в группе.
И, наконец, самое главное! Я всегда помню, что желание – наиглавнейший стимул в любом деле. И если оно в данный момент отсутствует, нужно постараться чтобы оно вновь возникло, т. е. стимулировать интерес.
Стремление облегчить запоминание присутствовало у детей и раньше, во все времена. Способы были разные: в Древней Греции – «зазубривание», в дореволюционной России- проговаривание хором, многократное повторение написания одной фразы.
Напомним еще один из приемов мнемотехники – создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Известный пример – запоминание цветов радуги : «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»- Красный-Оранжевый-Желтый-Зеленый-Голубой-Синий-Фиолетовый.
К. Чуковский предлагал учить английские слова в игровой форме, затем придумывал шуточные тексты в игровой форме.
Методика мнемотехники проста и действенна - это связь образа или нескольких образов в ассоциации. Вспоминая один образ (или конкретный предмет) мы непременно вспоминаем и все остальные образы.
Задача воспитателя логопедической группы помочь ребенку научиться представлять образы и соединять их в ассоциации.