Наталья Афонина
Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
Воспитание растущего человека как личности – это сложный процесс выполнения задаваемых обществом норм и принципов развития. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности.
Публикация «Консультация „Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
И сегодня актуальна проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению.
Телевидение и интернет активно вытесняют литературу, но именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Книга помогает развивать память, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.
Приобщение к книжной культуре как к части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, привитии интереса к чтению и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Согласно фГОС образовательная программа дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» включает:
владение речью как средством общения и культуры;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой;
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
В результате анализа практики работы ДОО можно сделать вывод о том, что ребенок старшего дошкольного возраста демонстрирует следующие недостатки в результатах:
не развит интерес к художественной и познавательной литературе;
не привит интерес к чтению больших произведений;
недостаточный уровень знания детей о произведениях зарубежных писателей.
Анализ недостатков в процессе:
загруженность детей организованной деятельностью в режиме дня;
не прослеживается система в планировании по данной проблеме;
низкий уровень активности родителей как участников образовательного процесса, нежелание и неумение строить партнерские отношения с педагогами и детьми.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
недостаточное оснащение материально-технической базы учебно-методическими материалами, современной книжной продукцией;
нечеткое формулирование целей и задач образовательной деятельности по приобщению дошкольников к книжной культуре;
низкий уровень самообразования педагога по данному направлению.
Таким образом складывается противоречивая ситуация. Гармоничное развитие личности ребенка возможно при условии существования социально-культурных ценностей, понимания книжной культуры, однако нечеткая постановка задач в образовательной деятельности, отсутствие систематизации в планировании по данной проблеме, отсутствие организации свободной деятельности детей, равнодушное отношение родителей к педагогической работе делают этот процесс затруднительным.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Оптимизация системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
Результативность можно определить следующими целевыми ориентирами:
а) Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.
Конкретизация: У ребенка складываются предпосылки грамотности.
Проявление: Ребенок может организовывать монолог и диалог с детьми по поводу проблем, затронутых в произведении, выразительности текста, совместно обсуждают прочитанное.
б) Целевые ориентиры: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.
Конкретизация: Знаком с правилами бережного отношения к книге.
Проявление: Ребенок бережно относится к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает
в) Целевые ориентиры: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
Конкретизация: Знаком с произведениями детской литературы.
Проявление: Знает, где приобретается литература, посещает детские библиотеки, знает сказки, соответствующие возрасту.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
Содержание:
Необходимо обратить особое внимание к содержанию работы дошкольного образовательного учреждения, которое обеспечивало бы сохранение самоценности периода дошкольного детства, его развития.
В связи с этим можно предложить по формированию интереса детей к книге следующее :
-простое чтение воспитателя в кругу детей;
-семейные вечера чтения;
-недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;
-выставки книг: «Книги о природе», «Книги о животных», «Мир сказок»;
-организация викторин: «Какие я знаю сказки», «Каких детских писателей я знаю»;
-тематические КВН;
-конкурсы чтецов, рассказчиков;
-родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка»;
-внедрение проектов «Откуда пришла книга»;
-тематические акции, реставрация книг: «Книга своими руками», «Книжки-малышки»;
-оформление информационных стендов совместно с родителями «Круг чтения вашего ребенка», «Читаем дома», «Книга на выходные»;
-организация библиотеки в детском саду;
-совместное посещение с родителями детской библиотеки;
-внедрение мультимедийных пособий: «Откуда пришла книга», «Калейдоскоп сказок».
Средства обучения и воспитания
-Дидактические игры и упражнения:
o«Волшебные слова»;
o«Дополни имя»;
o«Сказки о животных»;
o«Исправь ошибку»;
o«Назови сказочного героя с необычным обликом».
-Сказочные загадки.
-Задания:
o«Исправь ошибку»;
o«Проверим, хорошо ли вы знаете сказки? Из какой сказки эти слова?».
Контроль:
Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой необходимо проведение мониторинга. Можно использовать методику Т. П. Романовой «Формирование интереса и потребности в чтении»
Беседа-опрос детей по теме «Ознакомление детей с книжной культурой» (Т. П. Романова)
Цель: выявить у ребенка уровень сформированности интереса к художественной литературе и потребности в чтении
Анкета для родителей по теме «Роль книги в семье» (Т. П. Романова)
Цель: выявить уровень заинтересованности родителей в формировании у ребенка интереса к чтению художественной литературы
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
Для достижения требуемых результатов по данной проблеме необходимо внести следующие изменения.
Кадровые:
повышение квалификации педагогов в образовательной области «Речевое развитие» (курсы, семинары, практикумы, круглые столы);
организация психологических тренингов для педагогов;
совместная работа с педагогом и психологом по данной проблеме.
Научно-методические:
разработка методических рекомендаций для родителей;
разработка мультимедийных пособий для детей;
подборка научных статей;
осуществление образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с книжной культурой;
использование интерактивных дидактических материалов.
Материально-технические:
-приобретение пособий и дидактических игр по проблеме;
-приобретение современных информационно-коммуникативных технологий (компьютер, интерактивная доска).
Нормативно-правовые:
Распорядительные документы:
федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;
устав МБДОУ детского сада № 61 г. о. Самара
типовое положение;
правила внутреннего трудового распорядка;
коллективный договор;
Локальные документы:
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников;
правила приема воспитанников в МДОУ;
порядок оказания платных образовательных услуг (в том числе основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг);
режим занятий воспитанников;
положение об Общем собрании трудового коллектива МДОУ;
положение о Совете МДОУ;
положение о Педагогическом совете МДОУ.
Информационные:
размещение информации для родителей в родительских уголках, на сайте детского сада;
изготовление памяток и стенгазет;
осуществление взаимодействия между педагогами, родителями и психологом с помощью дистанционного общения, посредством интернет-сайтов;
использование в планировании картотеки мероприятий, направленных на ознакомление детей с книжной культурой.
Организационные:
взаимодействие с психологом детского сада (проведение тренингов для педагогов и родителей, консультации);
работа с родителями воспитанников (проведение совместных мероприятий, праздников, педагогических гостиных, консультаций).