Татьяна Николаевна Лютая
Консультация «Система работы дошкольного учреждения по правовому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учебное заведение защитник прав и интересов ребёнка.
Цель человечества в 21 столетии – достижение взаимопонимания, терпимости, гармонии в отношениях между народами и странами. Нынешним детям, а они составляют половину населения света, предстоит продолжать дело восстановление справедливого и гуманного социального порядка. Поэтому актуальным в наше время есть новая отрасль педагогики – педагогика прав человека. Её основою является ознакомление детей с правами человека, её собственными правами как основа подготовки к взрослой жизни. Учить правам человека – это долгий процесс и производится он на всех этапах обучения и воспитания детей.
Публикация «Консультация „Система работы дошкольного учреждения по правовому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Действительно, развитие осознанного отношения к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми, как члена общества, что определяется связями с другими – одна из основных задач дошкольного учреждения.
Основные задачи формирования правовой культуры :
- Помогать каждому ребёнку проявлять свою индивидуальность; вместе с этим показать как уникальность, так и равенство каждого ребёнка.
- Учить толерантно общаться один с другим; воспитывать умение иметь свою точку зрения и с уважением относиться к мыслям других.
- Формировать представления про основные потребности ребёнка (здоровье, жильё, пища, отдых).
- Заинтересовать детей к знаниям про родственные отношения, маленькую и большую Родину; углублять знания о родной стране; развивать интерес к русским обычаям, традициям, обрядам.
- Дать представления об особенностях разных народов мира (внешность, национальная одежда, сказки, игры, особенности быта); учить проявлять уважение, социальную и национальную толерантность к обычаям разных народов.
- Формировать понимание важности мира в обществе и на Земле: мир – это жизнь, счастливое детство, радость в семье; представление об уважении выдающихся людей – творцов световой культуры, борцов за мир.
Задачи по правовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
1. Ознакомить детей с понятием «семья». Рассказать о профессиях родителей. Закрепить знания детей об имени и отчестве родителей.
2. Дать детям знания о названии города и улицы, на которой они живут. Закрепить знания о домашнем адресе. Расширить знания о предметах домашнего быта (мебели, посуде, игрушках, бытовой технике).
Воспитывать любовь к родному краю.
3. Дать знания детей о строении человеческого тела. Ознакомить с видами закаливания. Воспитывать любовь к здоровому образу жизни.
4. Объяснить, что для жизни необходимы еда и вода. Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.
5. Обеспечить эмоционально-чувственное восприятие живой и неживой природы.
6. Пробудить чувство удивление природой и интерес к окружающему миру.
Задачи по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
1. Ознакомить детей с их обязанностями и правами.
2. Закрепить понятие «семья». Ознакомить детей с правом на любовь и заботу родителей.
3. Рассказать о происхождении имени, отчества; подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо, каждый человек имеет право на имя.
4. Ознакомить детей с тем, что их Родина – Россия. Вызвать позитивное отношение к своему дому, улице, городу.
5. Дать понятие слова «дом». Ознакомить с правом на неприкосновенность жилья.
6. Дать знания о том, что Землю населяют разные народы. Рассказать об их особенностях быта, связанных с условиями проживания, о типичных видах деятельности. Воспитывать позитивное отношение к людям разных национальностей.
7. Ознакомить с понятием «жизнь». Рассказать о том, что во всех странах жизнь людей охраняется законом.
8. Ознакомить с понятием «здоровье». Дать знание о влиянии природных факторов на здоровье ребенка. Ознакомить с полезной и здоровой пищей. Закрепить культурно-гигиенические навыки.
9. Ввести понятие «образование». Ознакомить с правом на образование и учебу.
10. Ознакомить детей с правом на отдых, досуг, развлечение.
11. Ознакомить детей с правом на индивидуальность, на своё мнение.
12. Развивать наблюдательность на основе привлекательности окружающего мира. Обеспечивать чувственное восприятие природы. Учить различать между собой объекты живой и неживой природы.
Задачи по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
1. Ознакомить детей с понятиями: «право», «обязанность».
2. Ознакомить детей с правом иметь семью. Сформировать элементарное понятие о семье как частице общества. Формировать у детей представление о семье как людях, живущих вместе, любящих друг друга и заботящихся о близких.
3. Ознакомить детей с правом на получение информации. Учить обмениваться информацией, выслушивать, не перебивая друг друга, принимать услышанное во внимание.
4. Рассказать о праве на имя и о том, как выбирали имена в России, что они обозначают. Объяснить, что человек имеет право изменять имя, когда повзрослеет. Рассказать, что фамилия и отчество указывают на принадлежность к роду своей семьи.
5. Рассказать о праве на образование, о происхождении слова «школа». Объяснить, что учиться можно самому (читать книжки, смотреть телевизор, заниматься на компьютере, с репетитором, в специальных учебных заведениях.
6. Рассказать о том, что такое человечество. Объяснить детям, что все люди рождаются разными и свободными. Все имеют одинаковое право на человеческое достоинство. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
7. Рассказать детям о праве на отдых, развлечения. Познакомить с разнообразными видами отдыха. Дать понять, что если человек не будет отдыхать, то он устанет и не сможет работать или играть.
8. Учить понимать ценность жизни, здоровья и его зависимость от окружающего мира. Приучать анализировать изменения состояния своего здоровья. Учить помогать себе при заболевании; знать о первой медицинской помощи и заботе взрослых о здоровье детей.
9. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Дать знания о знаменитых местах края. Расширить представления детей о людях, прославивших Россию и Крым.
10. Приучать интересоваться природными явлениями. Понимать необходимость природоохранной деятельности, принимать участие в охране природы родного края. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Содержание деятельности ДОУ по защите прав ребёнка
Заведующий
1. Выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей.
2. Формирует мотивацию ответственного отношения к её выполнению.
3. Планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива.
4. Осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых.
5. Проводит специальную работу по осведомленности общества по вопросам защиты прав детей с использованием средств массовой информации.
Старший воспитатель
1. Способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации.
2. Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями, осуществляет подбор литературы для самообразования, учит педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
3. Создает условия для обмена и распространения опыта воспитателей.
4. Участвует в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных в жестком обращении с детьми.
Педагог – психолог
1. Организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей.
2. Проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных.
3. Осуществляет диагностическую и коррекционно – развивающую работу с детьми и родителями.
4. Обучает педагогов
Воспитатель
Главное действующее лицо при проведении этой работы.
1. Повышает свою правовую и педагогическую культуру.
2. Следит за соблюдением прав ребёнка как в детском саду, так и в семье.
3. Осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционо – развивающую работу с детьми и родителями.
4. Ориентирует, просвещает и даже контролирует родителей.
План
проведения мероприятий МБДОУ «ДС №4 «Лютик»
по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
в 2015-2016 учебном году
№
п/п Мероприятия Дата выполнения Ответственный
1 Ознакомить педагогический коллектив с нормативно-правовой базой по защите прав детей сентябрь старший воспитатель
2 Рассмотреть цели и задачи программы правового образования населения
г. Евпатории сентябрь старший воспитатель
3 Ознакомить педагогов с рекомендациями по вопросу соблюдения законодательства, направленного на защиту прав ребенка. сентябрь старший воспитатель
4 Для проведения семинара-практикума «Сказка – источник детского творчества» воспитателям всех возрастных групп составить сказки по ознакомлению с правами дошкольников ноябрь воспитатели
5 Проводить тематические занятия по ознакомлению с основами правового сознания ежемесячно воспитатели
6 Знакомить дошкольников с государственной символикой России и Крыма постоянно воспитатели
7 Провести анкетирование с родителями по правовому образованию и воспитанию с целью определения перспективной работы по правовому воспитанию детей и их родителей декабрь воспитатели
8 Утвердить план работы с детьми «группы риска» сентябрь педагог - психолог
9 Оформить памятку «Действия воспитателя в случае насилия над ребенком со стороны взрослых» январь-февраль педагог - психолог
10 Провести психолого-педагогический семинар «Улучшение социального статуса ребенка в группе, как профилактика детских психологических нарушений» март педагог - психолог