Ирина Сидоренко
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать
Консультация :
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Ребенок учится в процессе самостоятельной
деятельности с материалами и постепенно проходит
путь от хватания к пониманию, т. е. от манипуляций
руками к пониманию сути предмета.
М. Монтессори
Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Путь дошкольника — очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на то, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе. Общение малыша с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности. Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования — постепенно и завораживающе.
Сегодня мы поговорим о дидактических играх, которые помогают развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Они через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:
• Мягкие игрушки, которые использую только для дидактических игр.
• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей : (шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки).
• Игрушки с функцией простого конструктора : (вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.) Большей популярностью являются:
мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный).
Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста?
- дети учатся сосредотачивать внимание;
- развиваются умственные способности;
- развиваются умения осмыслить правила игры, последовательность действий;
- они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий к окружающему миру;
- формируются представления, о том что их окружает;
- усваиваются полученные знания;
- развивается у детей общение.
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.
Дети лучше усваивают сенсорные эталоны в дидактических играх, если работа проводится с учё том следующих принципов:
- доброжелательное отношение к детям во время игры. К детям нельзя относиться категорично, постоянно критикуя или делая замечания;
- опираться в работе на индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка;
- от простых игр переходить всё к более сложным;
- необходимо в дидактических играх добиваться точного выполнения правил игры, иначе не будет достигнут нужный результат;
- если дети затрудняются в выполнении правил игры, можно обыграть в сюжете;
- очень помогает в усвоении сенсорных эталонов совместная деятельность воспитателя или родителей с детьми по изготовлению дидактических игр;
- в играх нужно опираться на знания, полученные на занятиях.
Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме :
- развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
- совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные;
- дети учатся выделять качества предметов, выделяя их признаки;
- учатся самостоятельно подбирать для себя игру, играть, соблюдая правила
Дидактические игры способствуют развитию когнитивных (обобщающих) структур мозга, благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Всё это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.