Наталья Гнедько
Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка»
Консультация:
«Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе».
Составитель:
Воспитатель
МДОУ № 38 «Искорка»
Гнедько Н. Г.
г. Подольск
2017г.
Публикация «Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах
Детская книга – составная часть культурно-исторического опыта, которая помогает ребенку стать субъектом собственной деятельности, играет важную роль в становлении личности. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть, понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Дошкольному детству в настоящее время уделяется большое внимание, так как человек культурный формируется в раннем детстве. Особую роль в этом процессе всегда играла литература. Ребенок-дошкольник испытывает вечную потребность в общении, а русская литература изначально создавалась как литература, понимающая детскую душу, созидающая ее.
Поэтому, важное значение для детей имеет книга с иллюстрациями. (Слайд 3)
Иллюстрации, - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчинённые содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие её декоративный строй.
Книжная иллюстрация, как средство наглядности находится в тесной зависимости от текста литературного произведения, его сюжета и стиля. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Учёные отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка.
Художественное восприятие – это восприятие произведений искусства. В книге же сочетаются два вида искусства: искусство слова и изобразительное искусство, поэтому сила книги в том, что она воздействует на ребенка в двух направлениях: слуховом и зрительном.
Рассматривая книгу как сложный комплекс искусства слова, техники печати и иллюстрации, можно сказать, что знакомство ребенка с книгой впервые происходит через картинку. Иллюстрация для маленького ребенка является более убедительной и острой, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Книжная иллюстрация помогает детям дошкольного возраста глубже и полнее понять текст, даёт знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребёнка.
Можно сказать, что книжная иллюстрация является побуждающим фактором и одним из средств формирования у ребёнка с раннего детства интереса и любви к книге. (Слайд 4)
Интерес к книге – это :
1) стремление к общению с ней;
2) умение слушать и понимать художественный текст : сюжет, идею произведения, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам; проникнуть в замысел автора; умение понять язык художественной литературы;
3) эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбе героев;
Поэтому, говоря о развитии интереса детей к книге, мы имеем в виду развитие восприятия и понимания произведений художественной литературы, а также проявление у детей эмоционального отклика на произведение.
Книжная иллюстрация имеет большое значение в познавательном развитии ребенка, в развитии представлений об окружающем. Картинки в книгах как окошки в мир. На них ребенок не только впервые видит то, что изобразил художник, ребенок может рассматривать столько, сколько захочет то, что в этом мире когда-то бегало, прыгало, и художник остановил и заставил замереть в такой позе, чтобы ребенок заметил самые главные, самые отличительные признаки. Дети без труда улавливают сходство животного, растения, изображенных на картине в книге. И чем своеобразней подчеркнуто и выявлено в рисунках многообразие мира, тем лучше для развития ребенка. (Слайд5)
В ряде известных иллюстраторов есть те, которых по праву можно назвать классиками жанра книжной иллюстрации, именно с их творчеством необходимо знакомить детей. Содружество писателя и художника очень полезный вид творчества. К. Чуковский и В. Конашевич, В. Лебедев и С. Маршак, В. Бианки и Е. Чарушин – с такими сочетаниями имен в процессе создания книги также необходимо знакомить детей. (Слайд 6,7,8,9,10,11)
Значение иллюстрации в детской книге тем более важно, что она обращена к человеку, только начинающему познавать мир, к ребенку, не умеющему самостоятельно читать, скорее к слушателю-зрителю, чем к читателю. В книгах для самых маленьких зачастую все содержание заключено в рисунках. Для детей старшего дошкольного возраста иллюстрация является дополнением или пояснением к тексту. Вопросы декоративности, нарядности рисунка также существенны в детской книге. Нарядность привлекает ребенка, делает для него книгу привлекательной. Для дошкольников книжка без картинок просто невозможна. Их способ восприятия мира, а значит, способ восприятия книги требуют следующего: (Слайд 12)
- предметная и психологическая выразительность;
- познавательность;
- подробность и содержательность;
- эмоциональность;
- декоративность воплощения цвета;
- реалистичность;
- фантазийность, сказочность;
- ясность, понятность.
Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность в том случае, если детям незнаком соответствующий текст. Поэтому в большинстве случаев иллюстрации показываются либо после прочтения литературного текста (в том случае, если произведение не разделено на части, так как в противном случае может быть нарушено единство восприятия).
Если книга, текст разделены на отдельные главки, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части. Дети увидят и узнают героев, вещи, события, о которых шла речь в произведении. При повторном чтении после рассматривания иллюстрации словарный материал усваивается детьми весьма интенсивно.
Так как иллюстрация находится в тесной зависимости от структуры литературного произведения, то крайне важна последовательность их показа, т. е. сохраняется последовательность, которая предлагается художником. Важно, чтобы иллюстрация следовала за текстом, иначе яркая картинка может увлечь детей, и они просто не услышат слов, не заинтересуются прочитанным.
Для того, чтобы развивать целенаправленное, сознательное и эмоциональное восприятие, необходимо применять методы, активизирующие этот процесс.
Основная роль отводится слову воспитателя. Большое значение для активизации восприятия имеют вопросы воспитателя, направляющие внимание детей на средства выразительности. Развитие у детей активного восприятия художественной выразительности – один из существенных моментов в методике показа иллюстраций. Здесь обращают внимание детей на характеристику персонажей: позы, жесты, постановку фигур, а также на характерные детали, помогающие глубже понять смысл изображенного. (Слайд 13)
В зависимости от возраста детей необходимо использовать необходимые приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. (Слайд14)
Младший возраст. Задача взрослого – вызвать интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание их рассматривать, эмоционально откликаться на них, обращать внимание на некоторые средства выразительности: форму, цвет, позу. Для детей данного возраста очень важно узнавать в рисунке знакомые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомыми предметами, называть их, определять отличительные признаки (цвет, величину, форму). (Слайд15)
Средний возраст. Задача воспитателя – обращать внимание на средства выразительности в иллюстрациях, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему, отражает характер героя. Особое внимание уделяется цвету, так как цвет не только украшение книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, передачи суточных и сезонных изменений в природе. (Слайд 16)
Старший возраст. Задачи работы в данной возрастной группе – обращать внимание на жанровый характер иллюстрации (сказочное или реалистическое, героическое или сатирическое, на пространственные свойства; показать роль и выразительность точки, линии, штриха, контура, пятна; обращать внимание на индивидуальную манеру изображения того или иного художника, особенности их почерка.
С детьми старшего возраста возможно сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные,а также сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т. д., поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.
Итак, книжная иллюстрация является наиболее доступным видом изобразительного искусства, так как создается специально для детей. Знакомство с произведениями этого вида искусства невозможно без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая достигается с помощью живого слова педагога, его диалогов, игровых ситуаций. Главная задача педагога – поддержание активного интереса к книге у детей, стоящих на пороге самостоятельного чтения. Способность воспринять иллюстрацию в единстве с текстом является одним из показателей художественного восприятия дошкольников. Следовательно, можно сказать, что восприятие иллюстраций оказывает влияние на развитие речи, на художественно-эстетическое развитие, на общее умственное развитие ребенка.
(Слайд17,18)