Зинаида Шлеина
Совместная работа педагогов и родителей в развитии у детей интереса к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
"Совместная работа педагогов и родителей на достижение максимальных успехов в развитии у детей интереса к художественной литературе"
В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из-за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Публикация «Совместная работа педагогов и родителей в развитии у детей интереса к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к художественной литературе у детей, на воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Общение с книгой для ребенка должно быть ежедневным и постоянным как в домашней обстановке, так и в условиях ДОУ. В своей работе по воспитанию интереса к художественной литературе мы не только воспитываем и развиваем детей, но и просвещаем самих родителей по этому вопросу. Прежде чем начать работу по данной теме, мы провели анкетирование. Проанализировав анкеты, мы составили план работы с родителями.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребенок видит книгу не в руках взрослого, а остается с ней один на один.
В уголке находятся энциклопедии, сказки, потешки, стихи, загадки. Материал постоянно обновляется.
В нашей группе была проведена акция «Подари книгу детскому саду». Предложили родителям принести в группу любую книгу, желательно, чтобы она соответствовала возрасту детей (3-4 года). Для чего мы решили провести эту акцию? В первую очередь, чтобы привлечь внимание родителей к книге. Большинство родителей с радостью откликнулись на то, чтобы принять участие в этой акции. Книги приносили разные: сказки, стихи, познавательную литературу. Оформили выставку из этих книг.
Еще одна форма вовлечения родителей в процесс работы по привитию интереса к художественной литературе – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Была проведена выставка рисунков по произведениям К. Чуковского. Родители вместе с детьми приняли в ней активное участие.
В конце учебного года провели литературную викторину «По страницам любимых сказок». Дети отгадывали загадки о сказочных героях, узнавали иллюстрации им знакомых сказок, пересказывали отдельные сюжеты. Порадовало то, что наши дети знают сказки.
«Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания. Занимаясь ремонтом книг, дети увлекаются новым, по-настоящему полезным делом, включатся в работу с желанием и интересом. В ходе своей деятельности они прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: книги надо беречь! Мы привлекаем к этой деятельности и родителей.
Письмо от «заболевших» книг:
«Дорогие ребятишки! Мы живем в детском саду в группе «Непоседы». Девочки и мальчики берут нас с полки почитать или просто посмотреть картинки. И от этого мы постарели, а когда-то мы были молодыми, красивыми, новенькими, просто загляденье! А сейчас что с нами стало? Вы только посмотрите: обложки у нас порванные, странички разрисованы ручкой. Мы стали некрасивыми, старыми, рваными… Нам очень хочется быть прежними и чтобы дети любили нас и обращались с нами аккуратно. Надеемся, что найдутся хорошие детки, которые смогут нас «вылечить» и привести в порядок.
С уважением к вам – Книги»
Мы в своей группе ввели традицию – проводить «Неделю любимой книги». Дети приносят свои любимые книги, мы их читаем, рассматриваем иллюстрации, беседуем по их сюжету.
Неоценимую помощь оказывает нам кукла-перчатка. Дети лучше воспринимают воспитательные моменты сказки, исходящие от этого персонажа, чем от взрослого. Кукла-перчатка живет в особом «сказочном сундучке» вместе с книгой. Родителям было предложено изготовить подобную куклу-перчатку, которая каждый вечер будет приходить к малышу и рассказывать сказки.
«Книжки-малышки» - это и развлечение, и времяпрепровождение с ребенком, а также обучение. Это самодельные книги, выполненные детьми совместно с родителями. Родители и дети проявили все свое творчество, фантазию, мастерство. Ребята часто берут свои книги в руки, рассматривают и вспоминают о совместной работе с родителями по их изготовлению, пересказывают содержание своих произведений, рассматривают иллюстрации. Надеемся, что такое совместное творчество поможет привить любовь к чтению у детей. Мы только начали эту работу, поэтому у нас не так много таких книжечек. Но думаем, что работа по изготовлению книжек – малышек будет продолжена.
В уголках была размещена наглядно-текстовая информация для родителей: «Роль книги в развитии ребенка», «Особенности восприятия книги младшими дошкольниками», «Путь в страну книг. От слушателя – к читателю». В своей работе с родителями применяю памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с ней дома.
Была оформлена выставка книг «Читаем вместе с малышом». Посоветовали родителям, какие книги почитать ребенку. Дети могли взять с выставки книгу домой почитать, а на следующий день принести в садик и положить на место.
Благодаря совместной работе педагогов и родителей у детей повысился интерес к художественной литературе. В семьях стали возрождаться традиции домашнего чтения. Дети научились правильно обращаться с книгой и самостоятельно подбирать художественные произведения для чтения. Стал обобщаться опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.