Ольга Рыжкова
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе.
▼ Скачать + Заказать документы
«Книга, быть может, - наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». (А. М. Горький). Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского языка. Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей, помогают воспитанию.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе,» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:
- устойчивый интерес к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
- наличие способности к эстетическому восприятию художественных произведений;
- заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
- умение некоторых детей читать самостоятельно.
Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей. В книжном уголке должны быть любимые детьми книги, а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии. В группах периодически должны организовываться выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга; книги, оформленные известным детям художником; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и другие.
В детском саду у ребенка также формируются некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). Одна из важных задач – формировать самостоятельность детей в художественно – речевой и театрально – игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном; внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.