Корчака Анна
Консультация «Ребенок с аутизмом в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок аутист в детском саду. Эти дети не похожи на обычных ребятишек. Они словно живут в своем мире, где нет места остальным людям. Почему возникает аутизм – наука четкого ответа не дает. Весьма вероятно, одной из причин может считаться нарушение развития плода в утробе матери, что приводит к патологии функций мозга.
Ребенок аутист в детском саду. Аутистам не нужны общение, болтовня с другими детьми и веселые игры. Они не реагируют ни на какие словесные раздражители, поэтому мамы и папы могут даже решить, что у малыша проблемы со слухом. Однако слух в порядке, просто все, что происходит за границами мира аутиста, не интересует его.
Публикация «Консультация „Ребенок с аутизмом в детском саду“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Любознательность, любопытство, попытки экспериментировать – все эти качества не подходят детям с аутизмом. Игрушки не интересны, разве что может быть одна, с которой несмышленыш не расстается, однако играть он с ней будет не так, как сверстник. Движения больного аутизмом монотонные, ограниченные. Если малыш с нормальным психологическим развитием – непоседа, хочет увидеть и узнать все, что находится вокруг него, то аутист способен часами разглядывать одну и ту же картину или смотреть в окно, к примеру, на движущийся транспорт, ни на что не отвлекаясь. Стереотипность – одна из главных и отличительных черт людей с аутизмом.
Аутизм – заболевание непростое, однако малыш вполне может стать воспитанником детского дошкольного учреждения. Согласно статье 64 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании», разработанные программы дошкольного образования направлены на «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Благодаря этим программам дошкольники должны достигнуть того уровня развития, которое потребуется для освоения образовательных программ в начальном школьном звене. Причем закон утверждает, что к детям должен быть индивидуальный подход.
Аутизм – заболевание непростое, однако малыш вполне может стать воспитанником детского дошкольного учреждения. Согласно статье 64 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании», разработанные программы дошкольного образования направлены на «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Благодаря этим программам дошкольники должны достигнуть того уровня развития, которое потребуется для освоения образовательных программ в начальном школьном звене. Причем закон утверждает, что к детям должен быть индивидуальный подход.
БЛОГИ08.05.2019
12 советов, как выбрать детский сад для ребё нка-аутиста
Не каждый воспитатель дошкольного учреждения знает, что такое стимминг или мелтдаун. Как найти детский сад для ребё нка-аутиста? Наш блогер, правозащитник аутичных людей Айман Экфорд, делится советами, на что обратить внимание при выборе детского сада для аутичного ребёнка.
Как вы уже знаете, я думаю, что подавляющее большинство детских садов на постсоветском пространстве не подходит для аутичных детей. Тем не менее я понимаю, что в жизни бывают разные ситуации. Не у всех детей есть бабушки и дедушки, которые хотят и которые в состоянии с ними сидеть. Не все родители могут сидеть дома с ребёнком. Не у всех есть деньги, чтобы нанять няню. Кроме того, некоторые дети, в том числе и аутичные, могут сами хотеть пойти в садик, поэтому я написала 12 советов для родителей, планирующих отправить аутичного ребёнка в обычный детский сад.
1. Ещё раз подумайте о своём решении отдать ребёнка в детский сад
Помните, что ребёнок может получить там травму — как физическую, так и психологическую. Он может ещё сильнее замкнуться, у него могут усилиться проблемы с речью, появится социофобия или обсессивно-компульсивное расстройство. Если он не ценит свою жизнь (есть дети, которые не ценят свою жизнь и не боятся смерти, он может уже в таком раннем возрасте начать задумываться о самоубийстве. Сможете ли вы гарантировать, что ваш ребёнок будет в безопасности в детском саду? Как вы будете узнавать, что с ним происходит в садике? Сможете ли вы определить «критический момент» и срочно забрать его из детского сада? Где он будет проводить большую часть дня, если не сможет ходить в садик? Прежде чем отправлять ребёнка в детский сад, подумайте о возможных путях отступления и как быстро вы сможете ими воспользоваться.
2. Тщательно выбирайте детский сад
Как руководство детского сада и его работники восприняли новость об особенностях вашего ребёнка? Уверены ли вы, что они смогут его защитить? Есть ли в садике тихое и доступное для ребёнка место, в котором он может прийти в себя в случае сенсорной перегрузки? Не слишком ли плотный график занятий? Не слишком ли много детей в группе? Насколько часто меняется расписание?
Лучше всего отдать ребёнка в небольшой частный садик с небольшим количеством детей в группе, в котором воспитатели с уважением относятся к детям и учитывают мнение их родителей. Хорошо, если работники детского сада уже имеют позитивный опыт работы с аутичными детьми. Прекрасно, если бы вы смогли найти детский сад, в котором работает ваш знакомый или родственник, чтобы он мог время от времени проверять, всё ли в порядке у ребёнка.
3. Подготовьте ребёнка к детскому саду
Для него не должно быть неожиданностью, что его отправляют в детский сад. Чем больше он будет знать о детском садике ещё до того, как туда пойдет, тем лучше. Скажите ему, сколько времени он будет там проводить, и, если его расписание будет меняться, сообщайте ему о переменах как можно раньше. Помните, что многие аутисты тяжело переносят изменение планов.
Заранее, очень четко и понятно разъясните правила поведения в саду. Упоминайте даже о таких вещах, которые кажутся вам очевидными, особенно если они связаны со взаимодействием с людьми.
У многих аутичных людей проблемы с запоминанием лиц, так что могут быть полезны фотографии воспитателей и тех работников детского сада, которые будут непосредственно взаимодействовать с ребёнком. Если ребёнок умеет читать, вы можете подписать имена воспитателей на карточках. Если нет, помогите ему заучить их, показывая фотографии. Это поможет запомнить и распознавать их лица.
Помните, что многим аутичным детям крайне сложно формулировать свои мысли словами, особенно в необычной и стрессовой обстановке
Даже если ребёнок может использовать слова для коммуникации, возможно, в детском саду иногда ему надо будет использовать альтернативные виды коммуникации (карточки, специальные приложения на телефоне или планшете, письмо, если он умеет писать). Желательно обеспечить альтернативной коммуникацией и научить ею пользоваться.
Первые несколько дней в детском саду вам лучше находиться рядом с ребёнком. Понаблюдайте, как он ведёт себя в группе, что ему больше всего мешает и как на него реагируют другие дети.
4. Поговорите с воспитателями
Обязательно расскажите воспитателям и руководству садика, что ваш ребёнок аутичный. Подробнейшим образом ознакомьте воспитателей со всеми особенностями ребёнка. Объясните, какие именно у ребёнка потребности, что надо делать, чтобы помочь ему в определенных ситуациях (например, во время сенсорной перегрузки, и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Возможно, стоит составить для них письменный список и/или найти информацию об аутизме в интернете.
Если воспитатели или руководство детского сада не относятся к потребностям ребёнка с уважением и пренебрегают вашими советами, то ни в коем случае нельзя отдавать ребёнка в такой садик. Если ребёнок уже ходит в такой садик, лучше заберите его оттуда!
5. Не забывайте, что ваш ребёнок аутичный
Ребёнок не меняет нейротип, как только оказывается за дверью детского сада. В садике он тоже будет мыслить не так, как мыслят большинство детей. Нет никакого смысла заставлять его вести себя «так, как все». Ему будет тяжело постоянно притворяться, кроме того, он никогда не станет нейротипичным. Лучшее, что вы можете сделать, — это научить его приспосабливаться к миру, рассчитанному на людей с другим нейротипом.
Не стоит требовать того, что надо делать только потому, что «так полагается». Например, играть в игрушки, смотреть в глаза при разговоре или не трясти руками. Психическое здоровье ребёнка должно быть для вас важнее, чем мнение чужих людей.
6. Особенности обучения
Помните, что программа детского сада не рассчитана на аутичных детей. Многим аутичным детям сложнее переключать внимание с одной темы на другую. Во многих детских садах большое внимание уделяют физическим упражнениям и танцам, тогда как у большинства аутичных детей плохая координация движений. У некоторых из них проблемы с мелкой моторикой, тогда как в детском саду детей часто заставляют что-то мастерить. Многим аутичным детям сложно выполнять неточные, абстрактные задания, особенно основанные на воображении. Вероятно, что из-за сенсорных особенностей ребёнку гораздо сложнее выполнять задания в садиковской обстановке, чем нейротипичным детям.