Гюзель Ибрагимова
Развитие творческого воображения дошкольников посредством использования дидактического пособия Палочки Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, является одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО.
Публикация «Развитие творческого воображения дошкольников посредством использования дидактического пособия Палочки Кюизенера» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитое творческое воображение. Воображение не развивается само по себе, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательно-образовательной работы.
Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого.
Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.
Этапы развития воображения старших дошкольников :
• Возраст 4–5 лет. Познавательное воображение обращено к ролевым действиям, рисованию, конструированию словесному творчеству. Интенсивность детских страхов в этом возрасте снижается, и аффективное воображение может не проявляться.
• Возраст 6–7 лет. Фантазийный мир дошкольника может иметь целостный характер. Он в меньшей степени связан с реальностью. Ребёнку достаточно одного предмета, чтобы вокруг него построить действие, запланировав развитие и воплощение своих идей. В этом возрасте может проявиться аффективное воображение. Оно направлено на уменьшение отрицательных психических воздействий, полученных ребёнком, и находит своё выражение в повторяющихся играх, рисунках или других работах, но носит негативный оттенок. В этот период существует опасность ухода дошкольника в мир фантазии. Взрослым следует направить развитие воображения ребёнка таким образом, чтобы оно трансформировалось в реальное творчество, повысило самооценку и привело к развитию гармоничной личности
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них воображения, стремления к творческому поиску. Творческое воображение, как самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты, можно наблюдать как в деятельности писателя, художника, композитора, так и в трудах учёного, изобретателя, инженера.
Таким образом, творческое воображение применяется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, поэтому развивать его необходимо с раннего возраста. В связи с этим в своей работе с детьми мы активно используем дидактические игры и пособия, направленные не только на развитие интеллектуальных способностей, но и,в первую очередь, на развитие творческого воображения детей. Одним из таких пособий являются всем вам известные цветные палочки Кюизенера.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.
Цветные палочки относятся к методикам полноценного интеллектуального развития малыша. Педагоги в большей части используют их для развития математических способностей, логического мышления, памяти. А мы в своей работе с детьми активно используем данное пособие для развития фантазии, творческого воображения.
Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Мы в своей работе с детьми, строим образовательный процесс в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка подкрепляются и поощряются даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения.
Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев.
Благодаря палочкам Кюизенера, дети становятся волшебниками, которые могут создать любую картинку и фигурку.
Не секрет, что для детей их бабушки и дедушки являются олицетворением исполнения всех их желаний. Поэтому и дети постарались стать маленькими волшебниками для них. В преддверии празднования «Дня пожилого человека», мы с детьми нарисовали картины с использованием дидактического пособия «Палочки Кюизенера».
Изучая разнообразный мир профессий, дети решили попробовать себя в роли кондитера. Создавали из цветных палочек разнообразные торты, печенье и пирожное, вовлекая друг друга в сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Чаепитие», «Кондитерская» и т. д. Так, созданные детьми «кулинарные произведения» становились атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, в процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек реальный предмет с помощью творческого воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, ребёнок учится представлять изображённые события, у него развивается воображение.
При изучении сказок мы с детьми активно используем приёмы моделирования с помощью палочек Кюизенера. Характеризуя сказочных героев сказки «Волк и семеро козлят», ребята с помощью цветных палочек выразили своё отношение к персонажам: например, образ волка - злобный, большой, страшный, решили условно обозначить чёрными палочками; козу жеребята обозначили нежным розовым цветом, объясняя тем, что она нежная и ласковая, а козлят решили изобразить с помощью маленьких белых палочек. В процессе такой деятельности дети лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид персонажей.
Анализируя русскую народную сказку «Теремок», мы с детьми символически обозначили её героев с помощью палочек Кюизенера, а затем творчески видоизменяя финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем, использовали все те же палочки Кюизенера.
Вспомнив сказку «Заюшкина избушка»,дети самостоятельно выложили из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такую работумы часто практикуем на тему прочитанной нами сказки или иного произведения.
При изучении произведения Петрушевской Людмилы Степановны «От тебя одни слезы», дети условно обозначали персонажей: лук, капусту и зайца. Характеризовали героев, описывали погодные условия, при которых происходило действие, придумывали другое развитие сюжета. Так, при использовании дидактического пособия «Палочки Кюизенера» у детей развивается способность к словотворчеству, желание фантазировать, творческое воображение.
Творческое воображение обеспечивает ребенку возможность максимально проявлять уже имеющиеся у него свои интеллектуальные способности, а также приобретать новые навыки. Дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях.
Список литературы:
1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации – М. : ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96с.
3. Комарова, Т. С. Красота. Радость, Творчество : программа эстетического воспитания детей 2-7 лет– М. : Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
4. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. – М. : Просвещение. -
5. Генденштейн А. Э., Малышева Е. Л. Арифметические игры для детей 6-7 лет. - Москва-Харьков. -Илеска, 1998.
6. Давайте проиграем. Под ред. Столяра А. А. - М. : Просвещение. 1991.
7. Математика до школы. Под ред. З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящий. - СПб. Акцидент, 1998.
8. Математика от трех до семи. Под ред. З. А. Михайловой, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Акцидент, 1997.
9. Носова Е. А. Непомнящая Р. П. Логика и математика для дошкольников. - СПб : Акцидент, 1997.
10. Сербина Е. В. Математика для малышей. - М., 1987.
11. Фидлер М. Математика уже в детском саду. -М. : Просвещение, 1981.