Ольга Шешукова
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Сенсорный куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
• развивать у детей сенсорные способности (цвет, форма, величина, речь,
внимание, воображение, память, мелкую моторику, развивать умение воспринимать звучание различных шумовых звуков.
коммуникабельные способности;
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактического пособия „Сенсорный куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• формировать дифференцированное восприятие качества предметов;
• воспитывать у малышей интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и
подражать им, умение играть рядом со сверстниками не мешая им, проявление
интереса к совместным играм небольшими группами.
Сенсорный куб может быть использован в следующих
образовательных областях: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие.
Описание и характеристика:
Пособие представляет собой куб из шести граней-решеток, соединенных при помощи лент.
Ход мастер - класса:
Добрый день коллеги, сегодня я вам хочу представить дидактическое пособие «Сенсорный куб»
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Организуя игры с детьми, мы учитываем следующую особенность: чем больше анализаторов участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития, обучения. Для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики я сделала сенсорный куб.
На первой стороне куба, я прикрепила коробочки с проколами от "Киндер- Сюрпризов", в них поместила крупы разные по весу и звучанию (фасоль, гречка, пшено, манная крупа). Так же на этой грани решётки размещены две косички, разные по ширине, цвету и длине (понятия «широкий»-«узкий», «длинный»-«короткий»).
На второй стороне расположили платочки и бусы. Из кусочков ткани разного цвета сделали платочки, и прикрепили их с помощью прищепок. На этой же стороне находятся разноцветные бусы, которые можно передвигать по шнурку. На грани куба на ленточке висит разноцветный круг, на котором расположены прищепки. Ребенку нужно подобрать прищепку в соответствующего цвета.
На третей стороне куба расположены моталочка (разные животные на ленточках, шнурках и веревочках).
На четвертой стороне куба расположены тактильные мешочки. Воздушные шарики наполнены фасолью, просом, крахмалом, манной крупой и новогодняя мишура.
На верхней грани прикреплены ленты разного цвета (продеть между решеткой)
На нижней части куба расположены геометрические фигуры на липучках. Дети подбирают правильную фигуру по контуру, по размеру, по цвету.
Внутри куба на веревочках висят колокольчики. Для привлечения внимания и слухового развития.
Куб может быть демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные картинки. Его можно использовать как мини – театр. На его плоскостях размещают персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказок.
Количество игр, которые возможно организовать с применением такого дидактического пособия, не ограничено. Такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
С сенсорным кубом я работаю как индивидуально, так и в группах.
Игра «Тактильные шарики»
Перед игрой с тактильными шариками, я познакомила детей с теми наполнителями, которые использовала для их наполнения. Например, показала фасоль на тарелочке, дала потрогать ее на ощупь. Так же познакомила с крахмалом, манной крупой, просом и мишурой. А затем, играя с тактильными мешочками, дети рассказывали свои ощущения при обследовании мешочка. Высказывали свои предположения, что находится внутри мешочка.
«Знакомство с геометрическими фигурами»
На следующем слайде показана индивидуальная работа с ребенком, где мы знакомились с геометрическими фигурами, подбирали по цвету и размеру, форме.
Игра «Катушка»
На этом слайде мы играем в игру «Катушка». Наматывали шнурок на игрушку, я при этом читала стишок: Я возьму катушку. Нитку накручу. Я свою подружку тоже научу.
Игра «Тихо-громко»
На этом слайде показано как мы играем в игру «Тихо - громко». Изучали какая коробочка как звучит, а потом дети гремели коробочками одновременно, это был у нас оркестр.
Самостоятельная деятельность
Также дети самостоятельно играют с кубом. Выбирают себе игру по интересам. Вот допустим этот мальчик, очень любит играть с прищепками, старается прикрепить прищепки самостоятельно без помощи взрослого и подобрать их по цвету.
В перспективе работы с кубом я буду обновлять грани. В этом учебном году, добавлю внутрь куба бабочку на ниточки для дыхательной гимнастики. На грани куба привяжу ленты разных цветов, для игры завяжи бантик. На одной из граней создам мягкий пазл.
В дальнейшем для совершенствования развития у детей сенсомоторных качеств и умения работать по схеме создам картотеку карточек игры «Сделай по образцу» с прищепками, собери по образцу бусы. Так же для плетения лентами игру «Повтори узор», предлагая детям повторить такой же узор, как на образце.