Селезнева Альбина Фархуллаевна
Речевое развитие дошкольников посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, сегодня поделюсь с вами опытом работы по речевому развитию детей с использованием игр Воскобовича.
Слайд 2 В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством использования развивающих игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В современном мире, наряду с развитием экономики и науки, с увеличением объёма знаний в различных областях, детский сад призван помочь детям в усвоении элементарных знаний на достойном уровне, с использованием новых техник и технологий.
Слайд 3 Именно такой технологией и являются «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
Слайд 4 Рассмотрев актуальность и важность дидактического материала, поставила перед собой цель: Создание условий для развития речевых способностей детей дошкольного возраста посредством включения в воспитательно – образовательный процесс развивающих игр по методике В. В. Воскобовича.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи: вы видите их на слайде.
Слайд 5 Начала работу с изучения научно-методической литературы по данной теме. Провела родительское собрание по теме, на котором познакомила родителей с данным дидактическим материалом. Они заинтересовались играми и активно приняли участие в моей работе.
Слайд 6 Помогли в приобретении игр, пособия – Коврографа Ларчик. Благодаря этому у нас пополнилась развивающая среда по речевому развитию. Сегодня познакомлю вас, как начала использовать данное пособие.
Слайд 7 Коврограф представляет собой игровое поле из ковролина. Поле разлиновано на клетки. Это облегчает детям построение различных геометрических фигур, знакомит с пространственными и количественными отношениями.
Слайд 8 Помимо коврографа в состав комплекта «Ларчик» входят кружки и веревочки. Дети придумывают сюжеты сказок, историй и выкладывают их на коврографе с помощью разноцветных веревочек и геометрических фигур.
Комплект разноцветных квадратов знакомит ребенка с понятием цвета, «Забавными буквами и цифрами».
Слайд 9 Коврограф «Ларчик» очень хорошо способствует развитию речи детей. Все дети любят слушать сказки, особенно малыши. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее.
Вот как я использую цветные квадраты и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев из сказки «Колобок».
Детям предлагаю выбрать квадрат любого цвета (н/р оранжевый) и назвать животное по окраске (лиса). Затем квадрат «оживляем», приделав к нему части тела. Сказочный герой готов. Таким же способом «оживляем» серый, белый, коричневый квадрат Из длинной веревочки делаем дорожку. (можно прямую или волнистую). Герои готовы, можно рассказывать сказку. Стараюсь привлечь каждого ребенка в «оживлении» героев и рассказывании сказки.
Слайд 10 Всем известна игра «Какая цифра пропущена». Чтобы разнообразить эту игру, решила ее немного видоизменить.
Игра «Раскрути спираль» Например: «Слон Лип, Лип решил навестить своих друзей зверят - цифрят. А жили они по улице Спиральной.
Дети отвечают почему улицу назвали Спиральной, определяют кого из зверят - цифрят не оказалось дома. (н/р дома не оказалось «зайки-двойки»).
Чтобы проявить творчество детей, задавала вопрос:- А как вы думаете, почему его не оказалось дома? Как располагались дома, когда Слон шёл в гости и шёл обратно. В этой игре можно решить сразу несколько образовательных задач.
Слайд 11 Следующая игра «Цветные рассказы». В ходе игры, придумываю первое предложение, а все остальное сочиняем совместно с детьми на основе ассоциаций. Первый вариант игры: дети выбирают сами цветной квадрат и придумывают к нему историю. Второй вариант посложнее: дети составляют рассказ по заранее выложенному ряду цветных квадратов.
Вот наиболее интересный рассказ: Жил-был маленький, желтенький утёнок (желтый квадрат). Он недавно вылупился из яйца (белый квадрат) и побежал на полянку, пощипать травки (зеленый квадрат). Вдруг он увидел красную ягодку - клубнику (красный квадрат). Он попробовал ее, ягодка была сладкая. Утенок ее склевал и пошел дальше. По дороге он встретил ежика, они познакомились и стали дружить Квадраты можно выставлять по-разному.
Слайд 12 На примере «Ларчика» и ленточек хочу показать Вам, каким образом можно решить такие коррекционные задачи, как развитие мелкой моторики и автоматизация звуков. На коврографе выкладываем с помощью ленточки прямую линию. Таким образом, мы развиваем мелкую моторику. Параллельно с развитием мелкой моторики, можно автоматизировать поставленные звуки (представляем, что линия-дорожка, по которой ползёт змея и шипит). В это время пальцем проводим по дорожке и произносим звук «ш». Задачу можно усложнить следующим образом: с помощью второй ленточки выкладываем волнообразную, ломаную линию. Придавливаем ленточку пальцем, нажимаем на неё. Змея ползёт вверх, спускается вниз, произносим громко и тихо звук «ш».
Слайд 13 С помощью ленточек можно обводить и соединять картинки, создавать из них различные фигуры и узоры; знакомить с буквами.
Например: "Росли в лесу два дерева - одно высокое, другое - низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: "Я - самое высокое дерево. Я - самое сильное. " Низкое дерево, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону. В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: "Помоги-и-и-и. ". С каким звуком познакомились? - Звук И. А какую мы букву построили? - Букву И. Так дети знакомятся со звуком и буквой - через сказку, через образ, через детские руки.
Слайд 14 К коврографу прилагаются методические пособия и игры.
С помощью родителей мы приобрели игру «Фонарики».
Пособие представляет собой комплект из форм разного размера. Для удобства, все фигуру разделены в альбоме на тематические разделы: человечки, животные, птицы и бабочки, рыбы, растения, строения, техника, разное. Дети из геометрических фигур составляют различные предметы по образцу или по замыслу.
Слайд 15 В своей работе мы активно используем и квадрат Воскобовича. Для того, чтобы каждый ребенок мог принять участие в игре, мы изготовили подобные квадраты своими руками. На изготовление нам понадобилась только плёнка и самоклеящаяся бумага. Педагоги чаще всего применяют "Квадрат Воскобовича" для формирования элементарных математических представлений детей. Я раскрою возможности этого пособия для развития речи дошкольников. Когда дети близко познакомятся с квадратом, и складывание фигур уже не вызывает у них трудности, можно переходить к сказкам – изменять знакомые детям сказки или сочинять свои. Складывая из квадрата различные фигуры, дети проговаривают слова, предложения, потешки. Одну из таких сказок представлю вам.
Слайд 16 У меня в руках квадрат, поиграть с ним каждый рад.
Загибаем уголки, вот и домик посмотри.
Уголки опять загнём, мышку в домик позовём.
Мышка быстро исчезает, птичка в гости прилетает!
Птичка хвостиком взмахнёт, рыбка в речке поплывёт.
Треугольник у меня, что же сделать нам друзья?
Это лодочка плывёт, и конфетку нам везёт.
Наш волшебный треугольник приглашает всех в полёт.
Уголки мы разгибаем получился самолёт.
Наша сказка удалась, в небе звёздочка зажглась.
Педагог может поставить перед детьми задачу: повторять выделяемые им интонационно слова, отчетливо проговаривая звуки в них. Таким образом, сказка, рассказанная с помощью "Квадрата Воскобовича", будет способствовать автоматизации звукопроизношения.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить самостоятельно придумать сказку, используя фигуры, создаваемые с помощью "Квадрата Воскобовича".
Слайд 17 Дополнительной игровой мотивацией, побуждающей детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата служит: Сказка «тайна Ворона Метра» или Сказка об удивительных приключениях квадрата».
Слайд 18 Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в работе с детьми. Они способствуют формированию коммуникативных способностей детей и практическому овладению воспитанниками нормами речи. Благодаря систематическому использованию игр Воскобовича дети в группе стали более общительными, объединяются в группы для совместной игры, проявляют творчество при составлении рассказов.
Слайд 19 Закончить свое выступление я бы хотела словами Е. А. Покровского «Давайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им большую пользу».