Наталья Коренева
Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего возраста через декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Развитие творческих способностей детей старшего возраста через декоративно – прикладное искусство»
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей старшего возраста через декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности высказывать оригинальные идеи.
Одно из способов развития творческих способностей ребенка является декоративно - прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство- это народное творчество.
(от. лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий.
Цель и задачи декоративно прикладного искусства
Цель: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
задачи:
знакомить детей с художественными росписями ; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
совершенствовать технические навыки в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного.
Декоративно прикладное искусство благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Оно является важнейшим средством формирования всесторонне развитой духовно - богатой личности. Занятия по рисованию, аппликации, лепке ручному труду, вышивке где можно использовать народное творчество, все это замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Поэтому знакомить детей с декоративно прикладным искусством нужно начинать с младшей группы. Для того чтобы в дальнейшем они не просто знакомились и узнавали виды народного творчества, но и смогли в дальнейшем передавать окружающим свое представление о декоративно- прикладном искусстве.
В нашей группе существовала проблема: у детей старшего дошкольного возраста было недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптуры малых форм).
Мы решили расширить знания у детей старшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства -рассматриваем иллюстрации, проводили беседы о дымковской игрушке, читали художественную литературу В. В. Гаврилова «Филимоновская игрушка». Играли в дидактические игры: «Составь узор», «Назови правильно», «Угадай, какая роспись», «Укрась матрешку». «Найди пару», «Узнай элементы узора».
В группах созданы уголки (центры развития) изо творчества (они вам представлены на слайде)
Проводили работу с родителями: Беседы, папки -передвижки на тему декоративно – прикладного творчества.
Так же дети самостоятельно проявляли интерес к художественной деятельность в центре творчества : рассматривали иллюстрации (использовали трафареты, нетрадиционные материалы, рисовали на различном материале (бумага, дерево, пластилиновые поверхности).
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
В процессе работы с различными материалами дети познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, точность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Для развития творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия:
• Поощрять любые интересы ребенка, это может помочь в дальнейшем с выбором профессии.
• Использовать различные виды декоративно – прикладного искусства : аппликация, лепка, рисование, изготовление поделок из природного материала и бросового, резьба, роспись, вышивка, вязание, чеканка.
• Создать обстановку, которая будет способствовать развитию творческих способностей.
• Снабдить необходимыми материалами.
• Радоваться успеху ребенка.
Включение ребенка в разные виды народного декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
В результате проводимой работы ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством повысился уровень творческих способностей дошкольников. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
Предлагаю практическую работу с природным и бросовым материалом.