Светлана Васягина
Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник может удовлетворить присущую ему любознательность: (почему? зачем? как устроен мир)
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира.
Дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, нужно желание и немного фантазии. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла и растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д.
Если у вас двое и более детей, можно устроить эксперименты – соревнования на кухне. Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды сколько хочешь? Важно, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа.
Проведите дома исследование «Лед легче воды». Возьмите стакан с водой и кусочки льда. Выслушайте высказывание ребенка, что произойдет, если поместить кубик льда в стакан с водой. (Он утонет, будет плавать, сразу растворится и т. д.) Выслушайте ребенка, а потом проведите опыт. Тонет лед или плывет? Оставьте лед в стакане и посмотрите, что с ним произойдет. Вывод. Лед легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лед в воде растает.
В нашей группе проводился эксперимент: почему исчезает вода?
1 этап. Знакомство с разными свойствами воды. Мы с ребятами наполнили два стакана водой до одинакового уровня, отметив фломастером, где заканчивается вода. Один стакан закрыли блюдцем. Поставили два стакана к батарее.
2этап. На следующий день мы рассмотрели с детьми стаканы с водой. Вопросы: какие изменения вы заметили? Одинаковое ли количество воды в стаканах? В каком стакане воды меньше? В каком больше?
Объяснение: в открытом стакане воды стало меньше, в закрытом стакане воды осталось столько же. В открытом стакане вода испаряется и превращается в частички пара. Вода уменьшается из-за тепла батареи.
Опыт: Что быстрее растворяется в воде? Соль или сахар.
Мы с детьми взяли два стакана с водой. В один стакан насыпали ложку сахара, а в другой ложку соли. И сделали вывод, что сахар растворился быстрее, а соль растворилась частично и часть осталась на дне.
Мы с ребятами провели исследование «Что быстрее растает, ком снега или ком снега, завернутый в шарф»
На прогулке дети слепили два одинаковых снежных кома. Один из них завернули в шарф. Принесли в группу и поставили две тарелки на подоконник. Выслушали высказывания ребят, какой ком снега растает быстрее. Через 3 часа дети увидели, что один ком превратился в воду. А ком в шарфе уменьшился наполовину, не весь растаял. Вывод. В теплом помещении ком снега растаял быстрее, чем ком снега, укутанный в шарф. Так как, шарф дольше удерживал холод.
В настоящие время в детском саду все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории, уголки экспериментирования, которые пополняются различными материалами и оборудованием для наших юных исследователей.