Милованова Татьяна
Консультация «Организация взаимодействия с родителями в рамках требований Федерального государственного стандарта»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах - семье и учреждениях различных форм общественного дошкольного образования.
В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском саду – упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвуют довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим характеристикам.
В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемых, как правило, одним взрослым.
В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели – результата.
Публикация «Консультация „Организация взаимодействия с родителями в рамках требований Федерального государственного стандарта“» размещена в разделах
В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцировано и имеет целью достижение запрограммированных результатов.
Поэтому семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга в воспитании и образовании детей.
Большинство современных родителей осознают важность образования ребенка в дошкольном детстве. Но при этом типичный родитель принимает незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. Родители считают развитие ребенка спонтанным процессом, дополненным механическим подражанием ребенка взрослым.
В силу представлений о самопроизвольности развития родители не придают значения ни собственной роли в этом процессе, ни вкладу детского сада, куда они передают ребенка.
Под результатом развития в дошкольном детстве родители подразумевают – совокупность знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения в школе.
Когда ожидания родителей не оправдываются, родители начинают относиться к детскому саду как к «камере хранения», которая позволяет им работать и заниматься личными делами.
На законодательном уровне эти проблемы призван решить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования.
Также принципиально важным являются изменения в содержании Закона «Об образовании», касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами.
В Законе предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье.
В статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.
В связи с этим возникает необходимость по- новому взглянуть и на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Если раньше мы - педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Таким образом, вариант непосредственного участия родителей в образовании детей подразумевает включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом.
Задача дошкольного учреждения сегодня – создать условия, способствующие включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство.
К таким условиям относятся:
• -создание доброжелательной атмосферы в общении администрации дошкольного учреждения, педагогов, родителей.
• -важнейшими условиями доверительных отношений с родителями должно быть уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательное отношение к ребенку.
• -ориентирование на потребности семьи и запросы родителей.
• -включение родителей в совместный воспитательно - образовательный процесс: планирование мероприятий с родителями в микро- и макросоциумах (посещение выставок, театров, музеев ; дни открытых дверей, дни здоровья, досуги, праздники, тренинги т. д.
Эффективность форм взаимодействия с родителями зависит от умения учитывать индивидуальные различия каждой семьи, семейные традиции, социальное положение, интересы семьи в вопросах обучения и воспитания детей.
Развитие партнерских отношений ДОУ с родителями воспитанников должно осуществляться с использованием следующих форм взаимодействия :
-коллективное сотрудничество (круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия, родительские собрания, видео- конференции, мастер - классы).
-индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, домашние задания, «Почта доверия»- анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей).
-наглядно - информационное сотрудничество (стенды, «памятки родителей», выставки работ).
-активное участие родителей в жизни ребенка (различные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги «воспитатель- родитель- ребенок»).
Выбранные педагогами, специалистами формы сотрудничества эффективны лишь в том случае, если удается найти индивидуальный стиль взаимоотношений педагогов с каждым родителем.
Таким образом, при организации взаимодействия дошкольного учреждения и родителей необходимо создать условия для формирования позиции сотрудничества педагогов, специалистов и родителей, разнообразить формы и методы вовлечения семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения.