Юля Кропивницкая
Формы работы с педагогами в рамках применения профессионального стандарта
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с педагогами в рамках применения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Автор: старший воспитатель ГБДОУ №46 Пушкинского района СПб
Кропивницкая Юлия Петровна
Грамотное начало организации любой методической работы, в том числе и с кадрами начинается с анализа.
Публикация «Формы работы с педагогами в рамках применения профессионального стандарта» размещена в разделах
Работа по применению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» так же требует анализа ситуации с педагогическими кадрами в ДОУ.
Аналитическая работа по данному направлению может включать в себя:
анализ нормативной составляющей федерального уровня
анализ локальных актов учреждения
анализ кадрового потенциала для корректировки административно-управленческой функции, организации обучения и аттестации работников.
Содержание работы по анализу кадрового потенциала включает в себя следующую работу (согласно профессиональному стандарту) :
1. Анализ образования педагогических кадров
2. Анализ соответствия педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в ДОО
Общепедагогическая функция. Обучение
воспитательная деятельность
развивающая деятельность
3. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ в частности
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Формы аналитической работы каждое ДОУ выбирает самостоятельно, но существует некоторые универсальные формы :
Анкетирование (Приложение №1) Анкеты могут быть направлены на знание Профстандарта, на соответствие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных зада развития детей раннего и дошкольного возраста (п. 3.2.1. трудовая функция Педагогическая деятельность по проектированию и реализации программ дошкольного образования)
метод - SWOT анализа (метод первичной оценки текущий ситуации основанный на рассмотрении её с четырё х сторон: Strengths – сильные стороны; Weaknesses — слабые стороны; Opportunities – возможности; Threats – угрозы)
Выявленные проблемы становятся целеполаганием методической и кадровой работы. В каждой ДОО они будут свои. Исходя из анализа определяются общие проблемы педагогического коллектива, а так же индивидуальные приоритеты для совершенствования работы педагогов. Целесообразным является составление «Дорожных карт» (Приложение №2) Надо отметить, что развитие профессиональных компетенций не лежит в полной мере на ответственности ДОО, а является, в том числе, и задачей самого педагога. Именно в этом нам помогли дорожные карты, в которых педагоги самостоятельно спланировали работу по самообразованию, обучению, возможность участия в методических мероприятиях.
В изучении и применении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» целесообразными могут являться традиционные и инновационные формы работы в ходе которых используются аналитические таблицы с трудовыми функциями профстандарта, таким образом в интересной форме происходит не только распространение педагогического опыта и демонстрация педагогических компетенций, но и изучение профстандарта, включение педагогов в аналитическую работу. Цель данных методических мероприятий - анализ профессионально-значимых компетенций педагогов ДОО, согласно профстандарту Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Приложение №1
Анкета
«Педагогическая деятельность по реализации программ
дошкольного образования»
Трудовые действия
1 Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
2 Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом, продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
3 Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
4 Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
5 Активное использование не директивной
помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
6 Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
Необходимые умения
1 Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
2 Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
3 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
Соответствует Соответствует частично Не соответствует Возможности/
перспектива
Приложение №2
Индивидуальная Дорожная карта
применения профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
1. Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение
Участие в рабочей группе по введению профессионального стандарта «Педагог». Разработка и утверждение Дорожной карты внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования)
Ознакомления с содержанием профессионального стандарта «Педагог»
Ознакомление с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в организации, изменениями в ранее изданные нормативные и локальные акты
2. Определение соответствия профессионального уровня педагогических работников ДОУ требованиям стандарта
Анализ затруднений на заседаниях методического совета, определение возможности их преодоления на уровне ДОУ
Организация и проведение заседания педагогического совета ДОУ с целью разработки и утверждения оптимальных путей устранения проблем реализации Профстандарта
3. Повышение квалификации педагогических работников ДОУ
Реализация программ повышения квалификации педагогических работников ДОУ
4. Аттестация педагогических работников ДОУ
Аттестация: дата, категория, планируемая аттестация