Коротченко
Консультация «Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Публикация «Консультация „Организация образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.
В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.
Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности.
Организация образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников реализуется:
• в совместной деятельности педагога с детьми,
• в самостоятельной деятельности ребенка,
• во взаимодействии с семьями воспитанников.
Совместная деятельность воспитателя и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Совместная деятельность педагога с детьми включает в себя два направления: непосредственно образовательная деятельность (занятия) и образовательная деятельность в ходе режимных моментах.
Непосредственно образовательная деятельность — это организация и проведение занятия по базовым видам деятельности : рисование, лепка, аппликация, музыка, чтение художественной литературы. Также необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий, т. е. интеграция образовательных областей. Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации в занятия по математике, окружающему миру, речевому развития, физической культуре.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментах организуется педагогом в период всего пребывания ребенка в детском саду:
• Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
• Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
• Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
• В изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
• В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
• В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
• Педагог организует праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, организация экскурсий в парки, сады, музеи, театры, по городу, в библиотеку и т. д.
Одной из форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Очень важно предоставить детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня, рассматривать репродукции картин, иллюстрации, играть с играми. Эта работа, выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Воспитатель должен создать развивающую предметно-пространственную среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
• Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности : белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь, карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
• Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»).
• Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен.
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников.
Формы сотрудничества с семьями воспитанников разнообразны : встречи в «Семейном клубе», дни открытых дверей, демонстрация всех видов деятельности, открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты, организация совместно с родителями мини - музея, музыкальные праздники и развлечения.
Вместе с тем, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводить тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы» и т д.
Чтобы процесс взаимодействия с родителями был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
От того, каким будет первый шаг в искусство, сделанный ребенком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер мировосприятия, мировоззрения и эстетический вкус. Каждый ребенок обладает художественным потенциалом и является носителем индивидуального стиля. Задача современного педагога заключается в том, чтобы научить его переносить лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность.
Для того чтобы дети осознали свою роль в творческом процессе, важно предоставить им возможность смело экспериментировать с художественными эталонами, принимать активное участие в организации рабочего места. Успешность развития у дошколят творческого потенциала зависит и от инновационных методик и педагогических технологий художественно-эстетического развития, применяемых педагогом в своей деятельности.
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать этот талант и постараться, как можно раньше, дать возможность проявить его на практике. Необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем внимательней и продуктивней станет деятельность его воображения.
• Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события;
• Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях;
• Не бойтесь движения и шума в деятельности : - творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; - вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;
• Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: - как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.
Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.