Маргарита Арапова
Консультация «Разработка и реализация индивидуальной программы развития (ИПР) для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Хотелось бы отметить, что в последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Публикация «Консультация „Разработка и реализация индивидуальной программы развития (ИПР) для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
В состав данной категории входят:
дети с нарушениями слуха,
дети с нарушениями зрения,
дети с тяжелым нарушением речи,
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития,
дети с нарушениями интеллектуального развития,
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку-инвалиду в рамках деятельности дошкольного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная программа развития (далее-ИПР) на основании Адаптированной основной образовательной программы, положения об обучении лиц с ОВЗ,положения о ППК.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных программ развития для воспитанников и обучающихся вступает закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статья 12).
Индивидуальная программа развития– документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования.
Основная цель Индивидуальной программы развития– разработать систему комплексного сопровождения и определить основные направления коррекционной работы по устранению нарушений, недостатков, в четком построении образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Содержание Индивидуальной программы развития направлено на решение следующих задач:
-социальную адаптацию ребенка, включение его в коллектив сверстников.
-формирование различных видов детской деятельности.
-формирование предпосылок учебной деятельности подготовку к школе на доступном ребенку уровне
При разработке и моделировании Индивидуальной программы развития мы учли все требования к его составлению, а именно:
1.-ИПР должно отображать всесторонний характер образовательной работы, в нее должны быть включены все направления педагогической работы с ребенком,обеспечивающие социальное, физическое, познавательное,речевое, эстетическое развитие, формирование всех видов деятельности.
2.-комплексный характер участия в подготовке программы и ее реализации всех специалистов, работающих с ребенком.
3.-общность набора направлений коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей.
4.-приоритетность задач воспитания, направленность на социальное развитие ребенка.
5.-участие родителей как полноценных участников педагогического процесса.
В процессе разработки Индивидуальной программы развития целесообразно выделить следующие этапы:
1. Анализ заключения ПМПК, медицинских данных. Сбор анамнестических данных. Обсуждение с родителями и педагогами проблем в развитии ребенка.
2. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с учетом основных линий развития, анализ его результатов, составление психолого-педагогической характеристики.
3. Определение задач, условий и содержания коррекционно-развивающей работы на определенный период, совместное обсуждение их всеми участниками педагогического процесса.
4. Оформление ИПР. Ознакомление родителей с содержанием программы.
5. Коррекционно-развивающее обучение в соответствии с ИПР. Взаимодействие специалистов между собой в процессе реализации программы, внесение уточнений по мере необходимости.
6. Составление ИПР на следующий период обучения.