Татьяна Фирсова
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации».
Введение
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. [9,с. 4].
Публикация «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Мы постигаем мир дошкольного детства и открываем его влияние на развитие ребёнка, прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы. По мнению Л. С. Выгодского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремиться познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры драматизации как творческой деятельности. Л. С. Фурмина считает, что театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы [9,с. 5]. Таким образом, в театрализованной игре деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность, носящая игровой характер. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Все это позволяет сделать вывод об актуальности выбранной темы.
1. Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Т. Н. и Ю. Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы
Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов : Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошнининой, Р. Сигуткиной, И. Реутской, Л. Бочкаревой, И Медведевой, Т. Шишовой и др.
Под театрализованными играми ученые понимают "игры в театр", "сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям". [7, с. 29]. Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми - представлениями, которые имеют содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах.
В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация. мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Н. Карпинской была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:
на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки; на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки; на третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.); на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п. [4, с. 36]
Ученые также установили, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.
Несомненный интерес для практических работников представляет методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников разработанной Л. П. Бочкаревой.
На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждого их них. Естественно, что виды театрализованных игр разнообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче богаче и разнообразнее.
В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект работы с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и созданием предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное перспективное планирование этой работы, начиная с четвертого года жизни.
Анализ методической литературы и опыт работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы, например:
1. Предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
2. Предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);
3. Предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей - строго медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.
2. Методические основы театрально - игровой деятельности дошкольников
Формирование творческой личности ребенка, богатейшее поле для творчества детей представляет собой театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, театрализованная деятельность, направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театрализованная деятельность является средством всестороннего воспитания личности ребенка. М. Маханева отмечает, что театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Благодаря способности ребенка соотносить себя с как положительным и с так и с отрицательным персонажем, у него зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам. Театрализованная игра – одно из средств дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, освоения способов позитивного взаимодействия. [4,с. 29]
В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Театрализованные игры, развлекают детей и воспитывают морально и эстетически, способствуют умению сопереживать происходящему, создают соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощают ребенка. Они учат детей работать перед аудиторией, преодолевая стеснение, робость и неуверенность в себе, что способствует развитию высокого уровня социальной адаптации, что немаловажно для их последующей жизни. Сущность театрализованной игры заключается в том, что образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой, в этом огромную роль играет педагог. Руководство театрализованной деятельностью требует от него умения строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых — формирование творческих способностей детей.
Воспитатель помогает детям организовать деятельность — объединиться в небольшие творческие группы, вместе готовить, оформлять и проигрывать от начала до конца литературное произведение.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.
C целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность : рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Руководство играми-драматизациями и режиссерскими играми имеет некоторые различия. В основу руководства играми-драматизациями следует положить работу над текстом литературного произведения, а важнейшим условием для развития режиссерских игр является создание детям индивидуального пространства.
3. Организации театрализованной деятельности дошкольников.
Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изо деятельности и т. д., а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному — в зависимости от содержания занятий. Для правильной организации театрализованных игр необходимо следовать ее основным требованиям: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры; максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Особую роль, на наш взгляд, театрализованная деятельность приобретает в старшем дошкольном возрасте, который характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоционально-чувственного и интеллектуального опыта, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сенситивный период для творческого развития личности. В подготовительной группе решаются более сложные психолого- педагогические задачи. Детей учат справляться с жизненными трудностями, помогают осознать закономерности социальных взаимоотношений и логику человеческих поступков, развивают интуицию, самооценку и самоконтроль ребенка, обучают переключать внимание, дифференцировать движение.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, основой самостоятельного творчества, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды в ДОУ обеспечивающей развитие детей в театрализованной деятельности, нам нужно учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Содержание театрализованных занятий включает :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей.
Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. [9,с. 7]
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:
- принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
-принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
-принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
-принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
-принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами. Предметно-пространственная среда должна быть организована в группах так, чтобы обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любого любимого им произведения. [9, с. 7]. В групповых театральных зонах ДОУ, должны быть представлены разные виды театра : пальчиковый, би-ба-бо, театр марионеток, театр игрушек, театр картинок, картинки на фланелеграфе, теневой театр и т. д. Все эти зоны должны быть обеспечены необходимым оборудованием и атрибутами.
Для режиссерских игр используются фабричные и самодельные игрушки, поделки из природного материала (настольный театр игрушек, двухсторонние персонажи и декорации (настольный театр картинок, стенды-книжки (игры-путешествия); картинки на фланели (театр на фланелеграфе, экран из полупрозрачной ткани, фигурки из черной бумаги (театр теней, для игр - драматизацией: маски, элементы рабочей одежды, пальчиковые игры, куклы бибабо; для импровизации в группах должны иметься кусочки ткани разной фактуры и расцветки, ленты, пуговицы и другой бросовой материал.
К изготовлению оборудования, атрибутов для различных видов театра воспитатели должны привлекать детей и их родителей. А материал в группах периодически обновляться в соответствии с интересами детей.
Театральные уголки - любимое место для совместной и самостоятельной деятельности детей. Здесь они обыгрывают знакомые сказки, придумывают и играют свои сюжеты. Участвуя в театрализованных играх, режиссерских играх - драматизациях, дети постоянно меняют свою роль: то они актеры, то режиссеры, то оформители, то костюмеры и т. д. Им приходится в играх проявлять себя с разных сторон. Здесь формируются, меняются, развиваются личностные качества детей. Они учатся организовывать коллектив, согласовывать свои действия с действиями коллектива, у них развивается внимание, память, речь, формируется базовая культура личности ребенка, качества, которые в последующем помогут детям успешно овладевать разными видами деятельности на других ступенях образования.
Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с удовольствием и с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, который дает детям возможность выразить себя и в то же время перевоплотиться, стать другим, вести себя не так, как в обычной жизни. [ 4,с. 164]
Заключение
Таким образом в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете — наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности. Общеизвестно, что предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические и социальные задачи общества, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, морального, нравственного и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованные игры можно использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Они способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности - воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Участвуя в театрализованной деятельности, у детей расширяется круг общения. Это помогает каждому ребенку найти свое собственное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, способствует его самореализации и обогащению.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Кн. Для воспитателя детского сада. -М. : «КНОРУС», 2003.-127с.
2. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М. : Мозаика- Синтез, 2011.-240с.
3. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М. : Просвещение, 2002.-159с.
4. Кошманская И. П. Театр в детском саду. (Серия «Мир вашего ребенка»). -Ростов на Дону: изд-во «Феникс»,2004.-320с
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. :ТЦ «Сфера», 2001.
6. Павлова, Л. Н. Раннее детство // Развитие речи и мышления : методическое пособие / М. Д. Маханева. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. –166 с.
7. Паршенкова Л. Познавательно-речевое развитие. Трафаретный театр. Формирование связной речи. // Дошкольное воспитание. - 2008.-№2.-С. 46.
8. Томчикова С. Н. Театральный мини-фестиваль в дошкольном учреждении// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009.-№12.-С. 38.
9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-160с.