Ирина Щепетинникова
Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.
Тема: «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования в ДОО компенсирующего вида».
СЛАЙД 1.Название темы сообщения.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования, наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Публикация «Презентация „Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации.
В условиях современного дошкольного образования важное значение имеет разработка и реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, с учетом направленности возрастных групп.
СЛАЙД 2. Название Программы.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,ст. 12, п. 5: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность…», ст. 12, п. 6:«… в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования».
Название программы ДОУ: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования,- определено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 78.
СЛАЙД 3. Разработка Программы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации, ФГОС ДО от 17.10.2013 года № 1155, с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019; «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
При разработке Программы также учитывались рекомендации Федерального Института Развития Образования (ФИРО): Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15.
СЛАЙД 4. Программа и образовательный процесс.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ - Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в группах компенсирующей направленности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
СЛАЙД 5. Нормативно-правовые основы Программы.
Нормативно-правовые основы разработки Программы (представлены на слайде):
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федеральный государственный образовательный стандарт, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155;
• Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067, ред. от 17.07.2015);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26);
• Устав Муниципального казенного дошкольного учреждения «Детский сад № 9 компенсирующего вида», утвержден постановлением администрации муниципального образования город Ефремов от 05.02.2015 № 212.
СЛАЙД 6. Содержание Программы.
Программа выстроена в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела:
- целевой;
- содержательный;
- организационный.
Четвертый раздел – дополнительный, представлен в виде краткой презентации. Кроме того, Программа имеет Приложение, где представлена информация на текущий учебный год в форме таблиц и кратких отчетов. Целесообразность использования приложения доказана практикой.
СЛАЙД 7. АОП дошкольного образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с 3-х до 7-и лет в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения. Программа рассчитана на 1 учебный год.
СЛАЙД 8. Разделы Программы.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, возрастные характеристики и особенности контингента воспитанников МКДОУ, планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров, оценку качества образования.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, а также включает описание коррекционно-образовательной работы, что обеспечивает адаптацию, социализацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательное пространство и общество.
Организационный раздел Программы отражает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности.
СЛАЙД 9. Особенности Программы.
В каждом из разделов основная часть Программы дополнена частью, формируемой участниками образовательных отношений, что позволяет отразить особенности реализации Программы в МКДОУ. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, определено как: не менее 60% и не более 40%.
Программа также содержит развивающее оценивание достижения целей в форме педагогической диагностики развития детей, качества реализации Программы, система оценивания качества которой направлена на оценивание созданных дошкольным образовательным учреждением условий внутри образовательного процесса.
СЛАЙД 10. Цели Программы.
Цели Программы (представлены на слайде):
• повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в получении качественного дошкольного образования;
•создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства;
•развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации с взрослыми и другими детьми по мере реализации задач разных образовательных областей, развитие психических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников;
• осуществление коррекции речевого и психофизического развития ребенка с ОВЗ;
• построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности ДОУ, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов учреждения и родителей дошкольников;
• формирование предпосылок учебной деятельности, основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе и дальнейшей социальной адаптации.
Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ, с учетом мотивированного мнения родителей (законных представителей) для обеспечения равных возможностей полноценного развития воспитанников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей с ОВЗ, обеспечение их разностороннего гармоничного развития. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста, в различных видах общения и деятельности с учетом их состояния здоровья, возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
СЛАЙД 11. Задачи Программы.
Задачи Программы:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей, в том числе, ограниченных возможностей здоровья;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с ихвозрастными, индивидуальными особенностями и возможностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• осуществление речевого и психофизического развития детей как приоритетного направления в работе ДОУ, в системе коррекционно-развивающего обучения;
• создание единого коррекционно-развивающего пространства в условиях групп компенсирующей направленности, объединение обучения, развития, воспитания в целостный образовательный процесс, включая коррекционную составляющую психолого-педагогического сопровождения;
• обеспечение индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, с учетом особенностей их речевого и психофизического развития, индивидуальных возможностей и мотивированного мнения родителей;
• обеспечение активного взаимодействия педагогами и специалистами ДОУ в коррекционно-образовательной деятельности;
• интеграция усилий педагогов, специалистов и семей воспитанников в реализации компенсаторных мероприятий коррекционно-развивающей работы;
• использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
•формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности, дальнейшей социализации;
•обеспечение вариативности, разнообразия содержания Программы, комплексного подхода в ее реализации;
• овладение детьми коммуникативными навыками общения, самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
• обеспечение преемственности реализации Программы в части осуществления дошкольного и начального общего образования.
СЛАЙД 12. Содержание коррекционной работы с детьми.
В части, формируемой участниками образовательных отношений предусмотрен раздел «Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ», которая отражает:
• содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т. ч. индивидуально-ориентированных, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы;
•систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
• описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ, развивающих технологий и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, возможное предоставление услуг помощника, оказывающего детям необходимую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;
• планируемые результаты коррекционной работы.
СЛАЙД 13. Модель взаимодействия участников образовательного процесса.
На слайде представлена модель взаимодействия участников образовательных отношений: ребенок – педагог, ребенок – родитель, педагог- родитель.
СЛАЙД 14. Комплексный подход в реализации Программы.
Механизм реализации программы: взаимодействие специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнерство.
Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами.
Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка, его развитие и оздоровление. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.
СЛАЙД 15. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
Материально-техническое обеспечение Программы направлено на создание необходимых условий для функционирования РППС в соответствии с ФГОС ДО, оснащение воспитательно-образовательного процесса, коррекционно-развивающей работы, образовательной среды в условиях групп компенсирующей направленности.
СЛАЙД 16. Педагогический потенциал.
Кадровое обеспечение реализации Программы осуществляется педагогами и специалистами учреждения, в штате ДОУ: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструкторы по физической культуре, тьюторы, социальный педагог.
СЛАЙД 17. Создание образовательной среды.
Организация развивающей предметно-пространственной среды предусматривает сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности. Среда групп организованна так, что каждый из воспитанников имеет возможность для самореализации, упражняться в умении наблюдать, запоминать, объединяться в микрогруппы по интересам. В каждой возрастной группе имеется оргтехника для ИКТ- сопровождения педагогической деятельности, а в группе «Особый ребенок» - специальное оборудование для развития ВПФ.
СЛАЙД 18. Инновационная деятельность ДОО.
В Программе также представлена инновационная деятельность учреждения:
с 2017 года ДОУ работает в режиме базовой площадки по договору совместной деятельности с ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»,
успешно проходит реализация интегративных процессов, инклюзивного образования, внедрение ИКТ, проектная деятельность в условиях групп компенсирующей направленности.
СЛАЙД 19. Воспитатель группы в реализации Программы.
Наряду с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, другими специалистами важная роль в реализации программы и комплексного подхода принадлежит воспитателю.
СЛАЙД 20.Содержание работы воспитателя (в реализации Программы).
Воспитатель возрастной группы реализует тематическое планирование по направлениям развития, в соответствии с лексическим темами учителя-логопеда на учебный год.
Свою работу воспитатель начинает с педагогической диагностики, материалы которой адаптированы к условиям ДОУ компенсирующего вида. Итоги диагностики позволяют наметить правильные пути коррекционно-развивающей работы с учетом возможностей, особенностей и потребностей детей с ОВЗ. Критерии диагностики разработаны творческой группой учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, успешно апробированы.
Основным документом воспитателя является календарный план работы.
Планирование воспитательно-образовательной работы обеспечивает эффективность деятельности воспитателя с дошкольниками в условиях конкретной группы, как следствие — определяет уровень усвоения детьми образовательной программы Учреждения. Оно строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой ДОУ, на основе интеграции усилий всех специалистов, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Включает в себя планирование разнообразной деятельности: совместной, самостоятельной, способствующей максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Важным в условиях групп компенсирующей направленности является оречествление всех режимных моментов, поэтому воспитатель течение дня применяет объемный речевой материал в общении с детьми в (потешки, пословицы, поговорки, песенки и пр.)
В перспективном планировании намечается организация образовательной среды по изучаемой теме, для чего создается необходимая РППС, что обеспечивает в соответствии с ФГОС ДО, мобильность, трансформируемость, насыщенность, вариативность среды. Важным условием для эффективной работы воспитателей группы является активное взаимодействие их между собой, с другими педагогами, специалистами, родителями, а также комплексный подход в реализации Программы.
СЛАЙД 21. Результативность реализации Программы.
Реализация Программы направлена на достижение положительных результатов: планируемых промежуточных, формирование целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства, а также результативности в осуществлении активного взаимодействия участников образовательных отношений.
СЛАЙД 22. Перспективы развития.
Перспективы развития Программы: дополнение и обновление содержания, представление адаптированных материалов речевой карты, включение перечня нового УМК, материалов инклюзивного образования.
СЛАЙД 23. Значение АОП в условиях ДОО компенсирующего вида.
Программа является верным помощником в реализации системной коррекционно-образовательной работы, психолого-педагогического сопровождения, обеспечивает интегративные связи педагогов и специалистов, образовательных условий и среды общего и потенциального развития, взаимодействие с семьей. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы еще, безусловно, будут, но педагогический коллектив учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть!
(Содокладчик выступления: воспитатель Боброва Ольга Николаевна).