Наталья Фогель
Консультация логопеда «Автоматизация звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Публикация «Консультация логопеда „Автоматизация звука“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу «от легкого к трудному, от простого к сложному». Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук, тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
• автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). На этом этапе, прежде всего, проводится включение звука в слоги, они лишены смысла и у ребенка отсутствуют стереотипы произношения, что облегчает их автоматизацию;
• автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце). На этом этапе автоматизация осуществляется с опорой на слоги, например, са – сад. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок;
• автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).;
• автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
• автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. На этом этапе снижается роль логопеда и повышается роль микросоциального окружения ребенка. Окружающие ребенка люди должны внимательно следить за произношением и в случае необходимости поправлять.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить ТОЛЬКО в том случае, если усвоен предыдущий! Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.