Лика Бердюгина
Консультация «Коррекция нарушений эмоционально-личного развития детей в условиях ДОУ». Кризис 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии рассматриваются три возрастных кризиса, которые переживает ребё нок в дошкольном детстве: кризис 1-го (новорождённости, кризис 7-ми лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом). Все они характеризуются как переходные этапы от одного возраста к другому и являются закономерными, необходимыми для развития ребёнка, при которых его психическое развитее осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.
Публикация «Консультация „Коррекция нарушений эмоционально-личного развития детей в условиях ДОУ“, Кризис 3 лет» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
"Кризис 3-х лет"- один из наиболее трудных моментов жизни ребёнка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознании ребёнка. По Д. Б. Эльконину "кризис 3-х лет"- это кризис выделения ребёнком своего "я".
В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет
В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители могут прийти в отчаяние, так как ребёнок становится неуправляемым.
Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребёнком нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются збои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок. Резкое, казалось бы ничем необоснованное изменение в поведении ребёнка- 2-й признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Кризисные явления выражаются так же в негативизме, т. е неприятие требовании или просьб взрослых, когда ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители,воспитатель).Болезненным явлением этого периода является упрямство, когда ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтоб с его мнением считались.
Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости "от нем. "trotz"- "вопреки","наперекор". Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребёнком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. Строптивость ребёнка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем,что ему предлагают и делают другие.
Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Это возрастающая самостоятельность- важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить,что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свои упрямства и своеволие. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными,они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. в этих случаях говорят о протесте, бунте. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов,но и идти на поводу немотивированных желаний ребёнка нельзя,иначе он может стать десподом.
Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребёнком, когда ребёнок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявлять власть над окружающими.
Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких в семье, с точки зрения юного деспота.
Возможно проявление пренебрежения ребёнка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным : игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
3-й признак кризиса – неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребёнка. Трёхлетние дети не понимают и не замечают перемен в своём поведении и характере.
4-м признаком являются временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребёнка, а не возрастными особенностями.
Ещё одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несёт с собой, компенсируются стремительным рывком вперёд, совершаемым ребёнком за этот короткий промежуток времен.
Родители не всегда знают как себя вести в ситуации, когда ребёнок становится неуправляемым в период «кризиса 3-х лет», поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в ДОУ. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей. Задачами коррекционной работы являются
- Создание для ребёнка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- Понимание внутреннего мира ребёнка и принятие его таким, какой он есть
-Предоставление ребёнку большей свободы и самостоятельности.
Для проведения коррекционной работы необходимы условия : безопасная отдельная игровая комната с наличием «уголка уединения», тёмная сенсорная комната, комната песочной терапии, набор определённых игрушек, дидактических пособий, принадлежностей для рисованию
Советы родителям, у которых ребёнок переживает кризисный период.
Родители должны понимать:
-Кризис 3-х лет- это важный этап в психологическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.
-В период кризиса 3-х лет, как правило, в центре событий оказывается мать, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на неё
- В этот период малыши не только создаёт родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому если явно видно, что ребёнок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтоб он смог насладиться ею.
-Ребёнок не просто не соглашается с взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно» ребёнок добивается своего- не у мамы, так у папы. Не стоит у него за это сердиться.
-Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.
-Если взрослые меняют систему требований, то ребёнку трудно понять- почему, и он в отместку твердить «нет» не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребёнка, а он считая себя самостоятельным начинает подражать взрослым. По этому, когда желание малыша превосходит реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с трёх лет становится ведущей деятельностью ребёнка.
- Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а разный им товарищ их и друг. Чтобы кризис прошёл благополучно самое главное – любить ребёнка такого, каков он есть.