Анастасия Баяндина
Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии, и на сегодняшний день остается чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Публикация «Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности» размещена в разделах
Существующий в настоящее время порядок помощи детям, имеющим проблемы в речи, сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного возраста. Между тем, как отмечал известный психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, которую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки.
Поэтому, мы определили для себя проблему - формирование устной речи детей младшего дошкольного возраста на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
Поставила цель - создание образовательной среды, которая способствует полному раскрытию речевых возможностей младших дошкольников, предупреждению у них трудностей речевого развития.
Для ее достижения определила задачи. Первая из них - диагностическая - состояла в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении задержек и недостатков в ее развитии. Вторая задача- профилактическая - это педагогическая помощь малышам в нормальном речевом развитии. Третья, собственно коррекционная, задача направлена на своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
При проведении обследования речевого развития детей второй младшей группы отметила, что высокий уровень речевого развития у 18 % детей. Эти дети стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по инициативе о чем- то рассказать ему. Средний уровень (50%) наблюдается у детей, которые нечасто самостоятельно отвечают на вопросы (когда, почему, но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Низкий уровень развития речи имеют 32% детей, такие дети в совместной и игровой деятельности в основном молчат и имеют невнятную речь.
К числу условий, способствующих формированию потребности в речи, в первую очередь отнесла организацию совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками.
В совместной деятельности широко использовала игрушки, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию или сюрпризный момент. Почти на каждую деятельность к детям приходил "гость", который погружал малышей в сказочную или игровую ситуацию. Все совместные и индивидуальные мероприятия проводила в игровой форме. В совместной деятельности учила произносить текст, запоминать слова. С группой детей повторяли сказки, стихи, рассматривали картинки, иллюстрации. Проводили инсценировки с игрушками, развивая мелкую моторику пальцев рук и основные движения.
Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходит во время режимных моментов, прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, во время праздников и развлечений, во время неречевых занятий, при организации контактов со сверстниками, детской деятельности детей с целью рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов.
Создала в группе речевую развивающую среду, эффективно влияющую на развитие разных сторон речи малышей, цель которой- насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Для себя определила важный компонент- грамотная, педагогически целесообразная речь взрослого. Использовала разнообразные методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения, формирование умения слушать и слышать: поручения, подсказки, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности, разговоры с детьми, рассказы, чтение.
Коррекционная работа с детьми была направлена на развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности. В процессе работы побуждала к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных, звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению. Стремилась к тому, чтобы дети, имеющие проблемы речевого развития находились в зоне моего внимания и получали задания, соотносимые с особенностями и потребностями их речевого и общего развития. Решала такие задачи, как активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкций, совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия, закрепление навыков правильного звукопроизношения, использовала специальные дидактические и развивающие игры, занимательные игры и упражнения.
Одним из существующих факторов повышения результативности работы по развитию речи является включение в нее родителей, других членов семьи. По вопросам коррекции речевого развития у детей провожу консультации, мастер- классы, вовлекаю в совместное создание развивающей речевой среды в группе, привлекаю к участию в праздниках, развлечениях, выставках и конкурсах.
Таким образом, на сегодняшний день можно сделать вывод, что количество детей имеющих низкий уровень уменьшилось на 8%. Практика показала, что успехов в работе по коррекции речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности можно добиться, лишь используя разные формы и методы работы.