Алина Лебедева
Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет
В условиях кружковой работы
составили:
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66 «Белочка» 1квалификационной категории Синдицкая Ирина Михайловна
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета направления «Логопедия» СМОЛГУ Лебедева Алина Андреевна
КОНСПЕКТ
Публикация «Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Тема: «Звук [Л]»
Цель: Знакомство со звуком [Л]
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обучить плавному свободному выдоху;
- развивать выразительность мимики, движений, голоса;
- развивать пространственную ориентацию.
Коррекционно - развивающие:
- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;
- развивать общую и мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать у детей усидчивость;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: картинка: самолет.
Лексико – грамматический материал: слова, стихи.
План занятия :
1. Организационный этап.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Введение звука.
4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Упражнение по развитию фонематических процессов.
7. Деление слов на слоги.
8. Беседа с детьми.
9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.
10. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.
11. Итог занятия.
Ход урока
1. Организационный этап.
Логопед: Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.
-Молодцы, садитесь на места.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удержать. Далее:
• «Лягушка».
• «Слоник».
• «Маятник».
• «Лягушка-слоник».
• «Чистим нижние зубки».
• «Блинчик».
• «Иголочка».
• «Качели».
• «Маляр»
• «Вкусное варенье».
• «Грибок».
• «Чашечка».
Дети каждое упражнение делают по 10 раз. Логопед наблюдает за правильным выполнением.
Логопед: Сейчас мы научимся выполнять новое упражнение, которое называется «Индюк». Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. При этом произносим бл-бл-бл.
Логопед демонстрирует правильное выполнение упражнения. Далее дети вместе с логопедом выполняют данное упражнение 4-5 раз.
3. Введение звука.
Логопед: Дети, давайте вспомним какой звук, мы проходили на прошлом занятии.
Дети: Звук [щ].
Логопед: Правильно, звук [щ]. Давайте все вместе произнесем звук [щ].
Дети с логопедом произносят звук [щ].
Логопед: Ребята, что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [щ].
Дети: Губы округлены. Зубы сближены. Язык поднят.
Логопед: Правильно, губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, но не касается их. Ребята посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Дети: Самолет.
Логопед: Дети, когда самолет летит, он издает звук [л]. Давайте все вместе произнесем звук [л].
Логопед вместе с детьми произносит звук [л].
Логопед: Ребята, что делают наши губки, зубки и язычок, когда мы произносим звук [л].
Дети: Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят.
Логопед: Правильно. Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы.
4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.
Логопед: Молодцы! Давайте с вами произнесем звук [л] сначала громко, потом средне и тихо.
- Громко произносим звук [л].
Дети громко произносят звук [л].
Логопед: Теперь средним голосом произнесем.
Дети средне произносят звук [л].
Логопед: И тихим голосом произносим.
Дети произносят звук [л] по 4-5 раз.
5. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились, а теперь давайте с вами попробуем его подышать.
А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [л].
Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.
Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [л].
Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.
В) Молодцы! А теперь выполним это упражнение лежа. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [л].
6. Упражнение по развитию фонематических процессов.
Логопед: А) Сегодня мы будем играть песенку «Л». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.
Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [л] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [л] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.
Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [л] : лл – лл; Затем: лл – ллл – лллл; ллл – лл – ллллл – ллл – ллллл. Дети повторяют за ним.
Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.
Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала ллл – ллл; ллл – лл – лллл.
В) Молодцы! Ребята давайте все вместе позовем слово лама. Логопед вместе с детьми произносит слово щетка, при этом выделяют голосом первый звук [л].
Далее логопедом подбираются слова так, чтобы звук [л] находился в начале слова и был в сильной позиции. Слова: лук, лупа, лавка, лапти, лампа.
7. Деление слов на слоги.
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились. А теперь давайте отхлопаем наши слова. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово лама. Логопед показывает, как правильно надо отхлопывать слово.
Логопед: Ла-ма. А теперь давайте попробуем отхлопать слово лавка.
Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: лук, лупа, лапти, лампа.
8. Беседа с детьми.
Логопед: Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Логопед: Правильно. А кто весной просыпается, выползает?
Дети: Мухи, комары, пауки ит. д.
Логопед: Правильно. Ребята, а как можно назвать одним словом муху, комара, паука?
Дети: Насекомые.
9. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.
Логопед: Правильно, насекомые. Ребята, а давайте с вами разучим стихотворение про насекомых. Слушайте и смотрите внимательно.
Паук свою раскинул сеть: (Распрямляем левую ладонь – «паутина».)
Ах, как же мухе пролететь? (Правая рука «порхает» перед «паутиной».)
Ведь у нее в лесу дела,
Искала путь, но не нашла. (Правая рука, «не найдя путь», влетает в «паутину», и левая рука хватает правую.)
И угадила к пауку
Попить вечернего чайку. (Левая рука ладонью вверх – «блюдце», правая рука подносит «чашку» ко рту.)
Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.
10. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.
Логопед раздает каждому ребенку по альбомному листу и предварительно заготовленные фигуры и клей.
Логопед: Ребята перед вами лежит альбомный лист бумаги и набор фигур. Сегодня мы с вами сделаем красивую картину. Я буду называть фигуру и место, куда ее нужно приклеить. Слушайте меня внимательно.
-Берем желтый круг и приклеиваем его в правый верхний угол.
-Затем берем голубое облако и приклеиваем его вверху листа.
-Теперь берем коричневый треугольник и приклеиваем его в центре листа.
-Далее берем синий квадрат и приклеиваем его под треугольником.
-Берем маленький желтый квадрат и приклеиваем его в центре синего квадрата.
- Берем длинную зеленую полоску и приклеиваем ее внизу листа.
Молодцы! Давай с вами посмотрим, что же у нас получилось.
Дети: Домик.
Логопед: Правильно, у нас получилась целая картина, на которой изображен домик, стоящий на зеленой травке и яркое солнышко.
11. Итог занятия.
Логопед: Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!
КОНСПЕКТ
Тема: «Звук [Р]»
Цель: Знакомство со звуком [Р].
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обучить плавному свободному выдоху;
- развивать выразительность мимики, движений, голоса;
- развивать пространственную ориентацию.
Коррекционно - развивающие:
- выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата;
- развивать общую и мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать у детей усидчивость;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: картинка: тигр.
Лексико – грамматический материал: слова, стихи.
План занятия :
1. Организационный этап.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Введение звука.
4. Упражнение по развитию речевого голоса и интонации.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Упражнение по развитию фонематических процессов.
7. Деление слов на слоги.
8. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.
9. Упражнение на совершенствования навыков творческого мышления у детей.
10. Итог занятия.
Ход урока
1. Организационный этап.
Логопед: Здравствуйте дети. Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в кружок и поздороваемся со всеми. Начну я, а вы продолжите. Логопед здоровается с ребенком, который стоит по правую руку от него. Далее дети продолжают.
-Молодцы, садитесь на места.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Первое упражнение – «Окошечко». Широко открываем ротик и попробуем его удержать. Далее:
• «Лягушка».
• «Слоник».
• «Маятник».
• «Лягушка-слоник».
• «Чистим нижние зубки».
• «Блинчик».
• «Иголочка».
• «Качели».
• «Маляр»
• «Вкусное варенье».
• «Грибок».
• «Чашечка».
• «Индюк.»
Дети каждое упражнение делают по 10 раз. Логопед наблюдает за правильным выполнением.
Логопед: Сейчас мы научимся выполнять новое упражнение, которое называется «Барабан». Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко, поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д».
Логопед демонстрирует правильное выполнение упражнения. Далее дети вместе с логопедом выполняют данное упражнение 4-5 раз.
3. Введение звука.
Логопед: Дети, давайте вспомним какой звук, мы проходили на прошлом занятии.
Дети: Звук [л].
Логопед: Правильно, звук [л]. Давайте все вместе произнесем звук [л].
Дети с логопедом произносят звук [л].
Логопед: Ребята, что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [л].
Дети: Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят.
Логопед: Правильно. Губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Дети, посмотрите, пожалуйста, на картинку, что на ней изображено.
Дети: Тигр.
Логопед: Правильно. Дети, а какой звук произносит тигр, когда рычит?
Дети: Звук [р].
Логопед: Правильно звук [р]. Ребята, что делают наши губки и язычок, когда мы произносим звук [р].
Дети: Губы разомкнуты, зубы разомкнуты, язык вверху.
Логопед: Губы: разомкнуты. Зубы: разомкнуты. Язык в форме ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена. Кончик языка касается бугорков за верхними передними зубами. Под напором воздуха кончик языка дрожит.
4. Упражнение на развитие речевого голоса и интонации.
Логопед: Молодцы! Давайте с вами порычим звук [р], как тигры, сначала громко, потом средне и тихо.
- Громко рычим звук [р].
Дети громко произносят звук [р].
Логопед: Теперь средним голосом рычим.
Дети средне произносят звук [р].
Логопед: И тихим голосом.
Дети произносят звук [р] по 4-5 раз.
5. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились, а теперь давайте с вами попробуем его подышать.
А) Ножки ставим вместе, ровненько. Спинкой облокачиваемся на стульчик, ручку кладем на животик. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [р].
Сначала логопед детям демонстрирует правильное выполнение упражнения, затем дети выполняют сами 4-5 раз.
Б) Молодцы! А теперь давайте встанем и попробуем выполнить это же упражнение стоя. Стоим ровненько, ножки вместе. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [р].
Логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют его 4-5 раз.
В) Молодцы! А теперь выполним это упражнение лежа. Руку кладем на живот. Вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем ртом. При выдохе произносим звук [р].
6. Упражнение по развитию фонематических процессов.
Логопед: А) Сегодня мы будем играть песенку тигра, которая называется «Р». Только слушайте и повторяйте за мной внимательно.
Логопед вместе с детьми кладет руки на колени. Далее он произносит звук [р] и одновременно хлопает правой рукой по правому колену. Затем он еще произносит звук [р] и одновременно хлопает левой рукой по левому колену.
Далее задача усложняется. Логопед произносит 2 раза звук [р] : рр – рр; Затем: ррр – рр – рррр; рррр – ррр – рррр – рр – ррррр. Дети повторяют за ним.
Б) Молодцы! Ручками у вас очень хорошо получилось играть. А теперь давайте попробуем поиграть ножками.
Логопед с детьми проигрывает тоже, что и в предыдущем задании. Сначала ррр – ррр; ррр – рр – рррр.
В) Молодцы! Ребята давайте все вместе позовем слово рама. Логопед вместе с детьми произносит слово рама, при этом выделяют голосом первый звук [р].
Далее логопедом подбираются слова так, чтобы звук [р] находился в начале слова и был в сильной позиции. Слова: рак, рыба, рысь, роза, робот.
7. Деление слов на слоги.
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились. А теперь давайте отхлопаем наши слова. Посмотрите, как я сейчас отхлопаю слово рама. Логопед показывает, как правильно надо отхлопывать слово.
Логопед: Ра-ма. А теперь давайте попробуем отхлопать слово рак.
Дети вместе с логопедом отхлопывают по подражанию следующие слова: рыба, рысь, роза, робот.
Логопед: Дети, какие четыре времени года вы знаете?
Дети: Весна, лето, осень, зима.
8. Упражнение на совершенствование общей и мелкой моторики.
Логопед: Дети, какие четыре времени года вы знаете?
Дети: Весна, лето, осень, зима.
Логопед: Правильно, сейчас мы с вами разучим стихотворение о временах года. Слушайте меня внимательно.
(Соединяем пальцы в колечки.)
1-2 1-3 1-4 1-5
Мы, конечно, любим лето:
1-5 1-4 1-3 1-2
Летом все теплом согрето,
(Смена рук.)
1-2 1-3 1-4 1-5
Но за ним приходит осень,
1-5 1-4 1-3 1-2
Хоть ее мы и не просим,
(Смена рук.)
1-2 1-3 1-4 1-5
А потом идет зима –
1-5 1-4 1-3 1-2
И бела, и холодна.
(Смена рук.)
1-2 1-3 1-4 1-5
За зимой идет весна –
1-5 1-4 1-3 1-2
Вновь тепло несет она.
Логопед сначала сам проговаривает и показывает стихотворение. Затем он проговаривает с детьми. И только после этого, проговаривает и показывает стихотворение вместе с детьми.
9. Упражнение на совершенствование навыков творческого мышления.
Логопед: Ребята перед вами лежит альбомный лист бумаги и набор фигур. Сегодня мы с вами сделаем красивую картину. Я буду называть фигуру и место, куда ее нужно приклеить. Слушайте меня внимательно.
-Берем желтый круг и приклеиваем его верху листа.
-Затем берем голубое облако и приклеиваем верхнем левом углу листа.
- Берем голубое облако и приклеиваем верхнем правом углу листа.
- Берем длинную зеленую полоску и приклеиваем ее внизу листа.
- Берем коричневую полоску и приклеиваем ее в центре листа.
- Берем зеленую крону дерева и приклеиваем над коричневой полоской.
- На крону наклеиваем 3 красных яблока.
Молодцы! Давай с вами посмотрим, что же у нас получилось.
Дети: Яблоня.
Логопед: Правильно, у нас получилась целая картина, на которой яблоня.
10. Итог занятия.
Логопед: Молодцы вы хорошо справились со всеми заданиями. О чём мы говорили на занятии? Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, вы большие молоды!