Брекотнина Светлана Ивановна
Консультация «Комплексный подход при речевых нарушениях»
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедии выделяют различные виды речевых нарушений. Распространенными нарушениями являются :
• ФНР – фонетическое недоразвитие речи, при котором наблюдается расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т. д.
• ФНР – фонематическое недоразвитие речи, проявляется в нарушении фонематических процессов – способности правильно слышать и узнавать звуки, формировании звукового анализа и синтеза.
Публикация «Консультация „Комплексный подход при речевых нарушениях“» размещена в разделах
• ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
• ОНР – общее недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи : фонетики, лексики, грамматики и связной речи.
• ЛГНР – лексико-грамматическое недоразвитие речи, при котором отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
Если 5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопеда, воспитателей и, естественно, родителей.
Остановимся подробнее на некоторых аспектах работы воспитателя, которой можно выделить два основных направления:
- коррекционно-воспитательное
- общеобразовательное.
Другими словами, воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов тесно связанных с ними, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи;
- пополнение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов;
-контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
- развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, связанной с речевой функцией.
Коррекционные задачи логопеда:
- исправление недостатков звукопроизношения (артикуляционная гимнастика, постановка, автоматизация, при необходимости дифференциация звуков);
- совершенствование фонематических процессов;
- коррекция недостатков слоговой структуры слова;
- отработка новых лексико-грамматических категорий;
- обучение связной речи;
- предупреждение нарушений письма и чтения.
Роль родителей в воспитании и обучении огромна. Участие родителей должно быть систематическим, целенаправленным и активным. Наиболее высокие результаты по устранению речевых нарушений получают те семьи, где мамы и папы полностью вовлечены в помощь своему ребенку.
Также очень важно медицинское воздействие. При тяжелых нарушениях речи (ТНР) необходимо обследование у невролога, ЛОРа и других специалистов, аппаратные обследования (МРТ, ЭЭГ и др.).