Анастасия Гринько
Консультация к педсовету «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Детство нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети, уже наши родители, были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
Публикация «Консультация к педсовету „Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка : чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд требований или условий :
1. Свободное и добровольное включение детей в игру : не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т. е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением. Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Игровые образовательные ситуации
Игровые образовательные ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Виды ИОС:
Ситуации-иллюстрации. В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. .Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Примеры ситуации-иллюстрации «У куклы Кати День рождения», «Волшебные слова помогают всем», «Как поделить игрушку», «Научим Хрюшу здороваться и прощаться» «Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет».
Ситуации- упражнения. Для ситуаций упражнений подходят различные дидактические игры: Растения нашего леса», «Узнай гриб», «Зеленый ДРУГ», «Парные картинки», «Вершки корешки», «Опиши животное», «Птичья столовая», «Когда это бывает», «Удивительное превращения», «Что в начале, что потом», «Найди маму» и т. д.
Ситуации- проблемы. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах, где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Не забывайте и о соответствии проблемной ситуации возрасту ребенка, не ставьте непосильных задач! Проблемные ситуации в сюжетно- ролевой игре «Больница». В очереди на приём к врачу много посетителей. Маленький мальчик стал капризничать и бегать по коридору больницы и кричать. Как успокоить мальчика. (побеседовать с ребёнком, показать свою игрушку, предложить поиграть).
Ситуации оценки. В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Примеры ситуаций оценок Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
Сюжетно-ролевая игра – полноценная ИОС, она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда; в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты; игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом.
Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.