Соловьева Светлана
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС до.
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО.
Тема преемственности между дошкольным и начальным общим образованием является актуальной всегда. А сейчас, после принятия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального общего образования, непрерывное образование между детским садом и школой является важной ступенью основного общего образования. Под преемственностью в образовании мы понимаем согласованность и сохранение методов, целей, задач, средств и форм обучения и воспитания детей. Из этого следует, что основные образовательные программы дошкольного и начального общего образования направлены на непрерывный образовательный и воспитательный процесс между дошкольным учреждением и школой и включают в себя преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике, развитию речи. Таким образом, принцип преемственности и непрерывности образовательного цикла это- цикл «детский сад- школа».
Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО,» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ребёнок, поступающий в школу, не должен быть пассивным слушателем, который будет воспринимать готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Активность дошкольника является основой развития. Образовательный процесс включает в себя сотрудничество воспитателя и ребёнка, а это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Основной целью подготовки к школе является формирование у дошкольника качеств, которые необходимы для успешной учебной деятельности, а именно: любознательности, самостоятельности, инициативности. Детский сад на этапе подготовки к школе осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребёнка и формирует начальные навыки учебной деятельности.
Для того, чтобы сделать переход детей в школу более безболезненным и дать им возможность быстрее привыкнуть к новым условиям, учителям и воспитателям надо совместно знакомиться с методами и формами работы в детском саду и школе. Необходимо создать единое образовательное пространство, которое будет связывать дошкольное и начальное общее образование и включать в себя различные формы и методы работы: экскурсии в школу; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; проектной деятельности; совместные праздники (День знаний, День открытых дверей); совместные спортивные соревнования; встречи с первоклассниками; игры в школу; чтение художественной литературы. Посещение школьного музея, библиотеки вызывает большой интерес у дошкольников. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают желание пойти в школу и вселяют уверенность в своих силах. Для успешной преемственности дошкольного и начального образования важную роль играет взаимодействие педагогов, которое заключается в проведении круглых столов, взаимодействии психологов, логопедов детского сада и школы. Очень хорошо проходят взаимопосещения уроков в первых классах и открытых занятий в подготовительных группах. После занятий воспитатели и учителя обсуждают проблемы и корректируют совместную деятельность для совершенствования методов обучения детей. В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается взаимопонимание по основным вопросам.
Важным этапом в преемственности дошкольного и начального образования является сотрудничество с родителями: проведение встреч родителей с будущими учителями; анкетирование родителей в период адаптации детей к школе; выставки совместных творческих работ. Задачей педагогов дошкольного образования является донести до родителей необходимость совместной работы с детьми. В результате такой деятельности педагогов и родителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу, их уровень знаний соответствует требованиям, которые предъявляются к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогами дошкольного учреждения и школы совместно и системно. Основным является признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития дошкольников, учёт их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей. Только заинтересованность двух сторон и родителей дошкольников позволит решить проблему преемственности дошкольного и начального общего образования, сделать поступление в школу успешным. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст- это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детство»[1,С. 83]. Таким образом, для осуществления успешной преемственности дошкольного и начального общего образования необходимо создать комфортные условия для детей, воспитателей и педагогов.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984.
2. Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //
Вестник образования России, 2002. - № 6.