Валерия Вадимовна Поздоровкина
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья освещает значение сказки в жизни дошкольника, закрепляет
нравственные понятия, корректирует социальное поведение.
Ключевые слова: сказка, эмоциональное настроение, нравственные эталоны.
Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем
так, как видит и понимает его взрослый. В силу малого жизненного опыта, особенностей
развития процессов восприятия, мышления, воображения ещё только
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок
принимает и понимает социальный мир по-своему, то есть, как говорил психолог
Д. Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Главное требование
ФГОС ДО к дошкольному образованию – сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому
сказка является одним из самых доступных, понятных, гармоничных с природой
развития ребенка средств воспитания и обучения.
С самого раннего возраста в жизнь ребёнка входит сказка, которая сопровождает
всё детство и остаётся на всю жизнь. Нравственные понятия легко представлены
в образах героев, закрепляется в реальной жизни и взаимоотношениях
с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
регулируются желания и поступки ребёнка. Родители очень рано начинают обучать
своего ребёнка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям,
которым он не готов не физически, не морально. Тогда как для ребёнка дошкольного
возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной
сферы и чувств. Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на
эмоциональное развитие детей, а также нравственных качеств личности ребёнка,
которое определяет его внутренний мир.
Значительную роль в использовании нравственного содержания сказки, как
средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения дошкольника
«играет» ДОУ, и ставит её одной из основных задач, которая прослеживается
одновременно в трё х видах деятельности:
1) непрерывная непосредственно-образовательная деятельность (ННОД);
2) совместная деятельность взрослых и детей;
3) самостоятельная деятельность детей.
Вся ННОД имеет общую структуру, наполненную разным содержанием.
1 часть.
Вводный компонент (мотивация) : Вход в сказку – такой ритуал помогает
безопасно выйти из любой ситуации в обыденную. Для маленьких детей, это может
быть волшебные предметы (сундучок со сказками, волшебная палочка, ковёр
самолёт и т. д., проговаривание волшебных заклинаний.
2 часть.
Содержательный компонент (основная часть) : Сказочное путешествие,
на эту часть приходится основная смысловая нагрузка. В неё входят этюды, логоритмические
упражнения, игры, направленные на развитие эмоциональноличностной
и познавательной сфер ребёнка. Это знакомство со сказкой, историей,
её героями, проигрывание ситуаций и сюжетов, через которые ребёнок
произвольно регулирует свои эмоции, делится своими внутренними переживаниями.
3 часть.
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
3
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Заключительная часть (рефлексия) – возвращение из сказки, где дети делятся
своими эмоциями, впечатлениями, проводятся игры – забавы или другая
коллективная деятельность, например создание общего рисунка.
Поскольку предполагается работа с младшими дошкольниками, то педагог
должен постоянно наблюдать за детьми, чтобы они не уставали и не отвлекались.
Каждое занятие – игра обязательно включат в себя упражнение, способствующее
саморегуляции детей, а именно:
упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения,
снимает возбуждение);
дыхательную гимнастику (действует успокаивающе);
мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет
большую роль в формировании выразительной речи детей); – двигательные
упражнения (включающие попеременное или одновременное выполнение движений
под любую текстовку);
чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости
речи.
В совместной деятельности взрослых и детей проводятся речевые и подвижные
игры, этюды, игровые ситуации, которые помогают достичь положительного
тонуса у детей, умения сопереживать, умения общаться со сверстниками.
В самостоятельной и индивидуальной деятельности предлагается детям
игры с водой и песком, с крупами, мелкие мозаики, мелкие игрушки на снятие
эмоционального напряжения.
Для максимально комфортного развития ребенка и его социально-эмоционального
мира создается развивающая среда, которая включает в себя материалы
для режиссерских и театрализованных игр: мелкие игрушки плоскостные фигурки
животных людей сказочных персонажей, сказочные атрибуты : сундучок,
волшебная палочка и т. д. Подбирается художественная литература. Музыкальные
записи с интонацией голоса животных, песен, танцев, фото, разновеликие
зеркала, костюмы для переодевания, атрибуты для разных игр. Отведено место
для игр песком и водой, игр с крупами. Оформлен уголок «Настроение».