Светлана Казакова
Технология проектирования и организации образовательной деятельности на основе событийного подхода в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Казакова Светлана Станиславна
старший воспитатель МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка»,
Латышева Галина Александровна
педагог-психолог, воспитатель МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка»
«Технология проектирования и организации образовательной деятельности на основе событийного подхода в условиях введения ФГОС ДО»
Публикация «Технология проектирования и организации образовательной деятельности на основе событийного подхода в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
Современная система дошкольного образования характеризуется сменой ценностно-целевых, мотивационных установок. Стержневыми задачами ФГОС являются :
1) позитивная социализация ребенка;
2) индивидуализация развития ребенка;
3) поддержка детской инициативы.
ФГОС ДО выдвигает на первый план развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка.
В ходе инновационной деятельности акцент делался на поиск приёмов организации эффективного развивающего взаимодействия в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстники», на создание социальной ситуации развития, формирование новых компетенций педагогов. Реализуемые ранее формы образовательной деятельности в детском саду переведены в формат образовательных событий.
Образовательный процесс в ДОО реализуется в двух основных моделях : в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей, через организацию детских видов деятельности. Взрослый же выступает партнером, который умеет заинтересовать детей, вызвать мотивацию к деятельности.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, мы проектируем в центрах активности, проводим дни самореализации. Тем самым в ходе всей образовательной деятельности обеспечивается эмоциональное благополучие детей; поддержка детской индивидуальности и инициативы; установление правил взаимодействия в разных ситуациях; взаимодействие со взрослым, со сверстниками, с детьми разного возраста.
Образовательная деятельность в детском саду осуществляется в специально организованных Центрах активности в разных формах, это: мастерские, все виды игр, ситуации, создание коллекций, экспериментирование, реализация детских проектов, викторины, конкурсы, презентации, выставки, рассказы, ситуативный разговор, подготовка к праздникам, квест и другие, в зависимости от события. Главная задача взрослых создать условия, среду и подобрать интересное и значимое для ребенка содержание деятельности в этих центрах.
Организовать Дни самореализации помогают технологии «Клубный час» и «Ситуация месяца». Так сложилось в образовательной практике нашего детского сада, что одним из многих значимых событий для воспитанников оказался «Клубный час». Что же это за технология и как её реализовать?
Во время «Клубного часа» в детском саду организуются Центры активности. У детей, начиная со средних групп, есть возможность самостоятельно выбрать вид деятельности, занятие и посетить в течение одного часа три центра. Дети самостоятельно свободно перемещаются по детскому саду, в выбранных Центрах они общаются со взрослыми и детьми разных возрастов, занимаются вместе общим, интересным делом, реализовывают свои потребности и возможности в рамках «Ситуации месяца». Дети оказываются хозяевами, а не гостями детского сада.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре и начинается обсуждение «Рефлексивный круг». Обсуждаются проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа», находятся совместные пути их решения.
Мы используем тематические и деятельностные «Клубные часы». Тематические «Клубные часы» включены в Ситуацию месяца (по пятницам). Темы «Клубных часов» и Ситуаций месяца планируются заранее, входят в календарно-тематическое планирование.
В течение месяца воспитатель, специалисты, родители и дети работают над этой ситуацией. Темы недельных проектов подбираются также с учётом Ситуации месяца. В Центрах активности педагогами организуются интересные для детей виды деятельности по теме Ситуации месяца.
Таким образом, ребенок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых.
Участие родителей в совместных мероприятиях, акциях, квестах, презентациях резко возросло с момента внедрения технологий «Клубный час» и «Ситуация месяца». Менее охотно родители посещают собрания, развлечения, занятия, т. е. традиционные формы взаимодействия участников образовательной деятельности.
Воспитатель, работающий по этим технологиям не может не быть творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно и создает условия для совместной деятельности.
Детям очень нравится в детском саду, потому, что им там интересно. Они чувствуют себя здесь полноправными хозяевами. В итоге, у нас получился Детский сад, живущий жизнью детей!
Библиографический список
1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации. М., 2015. 181 с.
2. Детский сад, живущий жизнью детей. Библиотека журнала «Управление ДОУ», под ред. Головиной М. Ф. М. : Сфера, 2014 г. 123 с.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего: Методическое пособие. М. : Сфера, 2010 г. 128 с.
4. Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. Методическое пособие. Абакан, 2016 г. 44 с.
5. Проектирование образовательных событий на основе ФГОС дошкольного образования. Методическое пособие. Абакан, 2017 г. 55 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : первые результаты. Сборник. Абакан, 2015 г. 96 с.