Анна Мочалова
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Рассмотрим несколько классификаций.
Классификация игр Фридриха Фрёбеля:
«Полезные» - сюжетно-ролевые;
«Изящные» - конструктивные, строительные;
Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.
Классификация игр Карла Гросса:
Публикация «Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения, умственные, сенсорные;
Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т. д.
Игры обычных функций – развивающие волю.
Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.
Классификация игр Януша Корчака:
Хороводные игры;
Спортивные игры на проверку илы;
Игры на закрепление знаний.
Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:
Имитационные (подражательные);
Подвижные (игры с правилами).
Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:
Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);
Игры с правилами (подвижные и дидактические, специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).
Классификация игр С. Л. Новосёловой:
Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей, - это самостоятельные или творческие игры;
Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);
Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Классификация игр в детском саду:
Творческие;
Игры с правилами;
Народные.
Творческие игры:
-Театрализованные
-Режиссерские
-Игры драматизации
-Сюжетно – ролевые
-С элементами труда
-С элементами художественно – творческой деятельности
-Конструкторские
Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.
Структура сюжетно – ролевой игры по Д. Б. Эльконину:
Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.
Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
Строительно-конструктивные игры
Цель: решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный
Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
Игры с правилами:
-Дидактические
-Игры – занятия
-Дидактические игры
-Подвижные
-Игры с бегом
-Игры с прыжками
-Игры с лазаньем
-Игры с метанием и ловлей
-Игры на ориентировку в пространстве
Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Виды дидактически игр:
Цель: обучение
Виды:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.
Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.
3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.
4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.
Факторы реализации игры:
Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
включение всех видов игр в педагогический процесс;
своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Комплексный метод развития игровой деятельности:
Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;
Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;
Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.